09.04.2016

Ольга Абраменко о том, как донбасские цыгане прозябают на юге России

В результате военных действий с весны 2014 года на востоке Украины на территорию Россию и в регионы Южного федерального округа попало до полумиллиона человек, в том числе и цыган. Однако легализации проживания ромских жителей Донбасса в России мешают укоренившиеся проблемы компактных поселений цыган и сложное миграционное законодательство. Особенно остро проблема легализации касается цыганских женщин и детей. Об этом “Кавказскому узлу” рассказала Ольга Абраменко, эксперт Антидискриминационного Центра “Мемориал”.

К Международному Дню цыган, который ежегодно отмечается 8 апреля, эксперты АДЦ «Мемориал» с 8 марта 2016 года проводят кампанию солидарности с ромскими жителями Донбасса, пострадавшими от войны и погромов. На своем сайте они представили серию статей о положении рома в различных городках и селах Донабасса – Славянска, Дзержинска (Торецка), Краматорска и других пострадавших от войны населенных пунктов. Накануне 8 апреля на сайте были выложены фотоистории украинских цыган из зоны военных действий. В них рассказывается, как ромские жители Донбасса выживают в разрушенных домах, без средств к существованию, не чувствуя себя в безопасности, не зная, что будет завтра.

Кавказский узел (КУ):  АДЦ «Мемориал» следит за тем, что происходит с цыганскими беженцами из Восточеной Украины. В каких регионах России их больше всего?

Ольга Абраменко (ОА): Формально они не беженцы, а переселенцы, вынужденные покинуть место своего жительство на востоке Украины. От войны они бежали в разные стороны: кто-то подался в Россию, кто-то – в другие области Украины. Больше всего украинских и особенно ромских беженцев оказалось в регионах Южного федерального округа России 3. По данным наших  источников в Краснодарском крае, известно, что, например, здесь очень много вынужденных переселенцев из Украины, но они практически лишены государственной помощи. По неофициальным источникам, краевая администрация даже дала устное распоряжение противодействовать поселению в крае беженцев из Украины.

Положение всех прибывших из Украины людей довольно сложное. Они сталкиваются с множеством проблем и рисков. Прежде всего, поражает несоответствие официальной риторики и реального положения дел. С одной стороны, из уст самых высокопоставленных российских чиновников, включая президента, звучит, что Россия должна принимать у себя этих людей, спасать их от вероятного призыва, давая им возможность «пересидеть» какое-то время. С другой стороны, наши практические наблюдения показывают, что все эти люди не получают достаточной помощи, а в особенности – цыгане.

«Поражает несоответствие официальной риторики и реального положения дел. По факту помощь всем прибывшим из Украины оказывалась крайне недостаточно, а в особенности – цыганам»

КУ: Год назад АДЦ «Мемориал» сообщал, что никто из приблизительно 6 тысяч цыган-беженцев из Украины так и не получил помощи от российских властей.

ОА: Не то, что помощи, но даже временного убежища, не говоря уже о статусе беженца. В официальной риторике есть определенное лукавство. 9 марта Ромодановский (Константин Ромадановский, руководитель Федеральной миграционной службы РФ, – прим. «Кавказского узла») заявил РИА «Новости», что около 600 тысяч беженцев из Украины приняли решение связать свою судьбу с Россией. Что значит беженцев? Статус беженцев в нашей стране дается единицам. Другое дело – временное убежище, которое дается только на год и не предполагает каких-то прав на дополнительную поддержку. Это только право на пребывание в России. Потом человек должен определиться, чего он хочет. Если он намерен стать гражданином РФ, то он точно так же, как остальные иностранцы, должен, согласно российскому законодательству, проходить очень долгий трехступенчатый путь. Сначала получается разрешение на временное проживание, затем – вид на жительство, по которому нужно жить определенное время, и только потом только человек может подать документы на получение гражданства.

КУ: Существует ли для прибывших из Украины «облегченной процедуры» получения российского гражданства?

ОА: В феврале 2016 года в Госдуму был внесен законопроект, согласно положениям которого граждане Украины могли бы подавать заявления на «вид на жительство», минуя первую стадию «разрешения на временное проживание». Но мало вероятно, что этот законопроект примут. Первоначально было принято решение ФМС, что граждане Украины могут продлевать свои миграционные карты, не выезжая за пределы России. Но эта преференция закончилась в августе прошлого года. Украинцы оказались в том же положении, что  и другие иностранцы из безвизовых стран. Легализоваться они могут, например, как трудовые мигранты: приобрести патент и платить ежемесячный взнос за него.

КУ: Сколько он стоит?

ОА: Стоимость патента зависит от региона, где цены устанавливают местные власти. Самый высокая стоимость патента – около трех тысяч рублей – в Москве и Санкт-Петербурге.

КУ: А есть ли другие способы легализации?

ОА: Другие пути легализации существуют, но они трудны для реализации. Например, разрешение на временное проживание. Количество  получателей таких разрешений квотируется. Квоты устанавливаются регионами, но они очень малы, поэтому  граждане Украины здесь вынуждены конкурировать с другими кандидатами.

Компактные поселки вне закона

КУ: Кто-то из цыган подавал документы на временное проживание?

ОА: Из тех цыган, с которыми мы беседовали, никто этого не делал, потому что цыгане, как правило, люди малограмотные, и никакой государственной помощи в оформлении этих документов они не получают. Кроме того, это довольно сложная процедура. Чтобы подать прошение на временное проживание, нужна временная регистрация по месту жительства. Это большая сложность для всех, потому что, если снимаешь жилье, то сталкиваешься с тем, что владельцы, как правило, не соглашаются регистрировать постояльцев у себя на жилплощали. А с цыганами есть особая проблема..

Мы встречались со многими переселенцами из Донецка. Все они поехали к своим родственникам. С Россией украинские цыгане связаны исторически, поскольку они появились на востоке Украины через Россию. Получилось, что жители компактных поселений в Донецке приехали в такие же компактные поселения в России, где зарегистрироваться практически нереально.

КУ: На юге России есть такие поселения?

ОА: Компактных поселений цыган много. Они есть в Ростовской области, в Волгограде, Липецке, Белгороде. Всего по России – более ста подобных поселений. Но у нас далеко не все цыгане живут компактно. К ним относятся лишь определенная группа цыган – кэлдера или котляры.

Крупные компактные поселки цыган существуют на юге России. Это два больших посления цыган-котляров в черте Волгограда, 5 компактных поселений в окрестностях Ростова. По другим группам цыган известно, что влахи живут в Астрахани, а крымы компактно проживают в Краснодарском крае (Славянск-на-Кубани). Большое число цыган живет дисперсно среди большинства – группы влахов, крымов.

Сейчас на весь мир прогремела история с тульским поселком Плеханово. Это типичный компактный поселок цыган-котляров. Какие проблемы у этих поселений? Это продукт 1956 года. Тогда Ворошиловым был издан «указ об оседлости» с целью «осадить на землю» и прекратить кочевье цыган. Часть таких поселений возникло сразу в 1956 году, но со временем поселки разрослись. Люди переезжали, отселялись и основывали в других местах такие же компактные поселки.

КУ: Государство им выделяло жилье?

ОА: Нет. Государство – часто устно – в лице председателей райкомов или колхозов указывало рукою: «Вот, товарищи цыгане, заселяйтесь на этом пустыре». Иногда помогали стройматериалами, потому что это в одном из пунктов указа говорилось об обеспечении цыган «жилой площадью, а в необходимых случаях предоставлять им денежную ссуду для жилищного строительства». Указ состоял из трех пунктов:

1. «В 3-месячный срок расселить на постоянное место жительства цыган, занимающихся бродяжничеством, трудоустроить их и организовать культурно-бытовое обслуживание»;

2.«При расселении цыган на постоянное место жительства в совхозах, колхозах и на предприятиях обеспечить их жилой площадью»;

3. «Провести паспортизацию трудоустроенных цыган и организовать их прописку по месту постоянного жительства».

«В тех случаях, когда трудоустроенные цыгане самовольно оставят постоянное место жительства и будут уклоняться от общественно-полезного труда, принимать меры к розыску их и привлекать к уголовной ответственности».

Фактически это был репрессивный указ, одним мановением руки прекратившим вековой образ жизни.

«По современным законам, существующие десятилетиями компактные поселения цыган до сих пор не легализованы и считаются самостроями»

Во-первых, советская власть не подумала о том, что устные указания о строительстве не подкреплены юридически. В итоге, у хозяев большинства домов в цыганских поселениях нет соответствующих документов. А по прошествии стольких лет уже довольно трудно найти документальные подтверждения того, что власти отвели тот или иной участок цыганам. Во-вторых, , советская власть не учла, что цыгане будут рожать детей, дети будут жениться и снова рожать – и поселки будут разрастаться. Сейчас те окраины городов, на которых прежде появились компактные поселения, перестали быть окраинами. Получается, что на карте мы видим пустое место, а в реальности это десятки, а иногда сотни домов, которые стоят на этом месте десятилетиями. Буквально единицы из этих домов имеют документы и зарегистрированы по современному законодательству, а все остальное – это так называемый самострой. Как правило, теперь такому поселку уже некуда разрастаться – там при очень большой перенаселенности – все застроено. По современным правилам теперь довольно трудно узаконить эти строения, потому что необходимо соответствовать определенным критериям. Ясно, что если дом не оформлен по документам, то его юридически нельзя подключить к коммуникациям. Цыгане и хотели бы жить по закону, в частности, платить за газ, но такой возможности у них нет.

В результате, можно сделать вывод, что проблемы компактных поселений цыган везде такие же, как в недавно прогремевшей Туле: незарегистрированные дома, проблемы с документами и регистрацией, трудности с коммуникациями и обеспечением ресурсами, перенаселенность поселений, крайняя бедность, отсутствие образования у взрослых и ограниченный доступ к образованию детей: в семьях цыган из Украины, с которыми мы беседовали, дети в школу не ходили, хотя в Донецке, откуда они родом, дети учились.

Эти проблемы крайне затрудняют возможности цыган по поиску работы. В итоге они вынуждены заниматься другой, не связанной с официальным оформлением работой. Такой бесконечный порочный круг.

«Лица без гражданства сидят в тюрьмах для мигрантов по два года, выходят без документов и вновь задерживаются»

Наша организация уже много лет поднимает вопрос о необходимости государственных усилий по легализации таких поселков. Это наследие советской власти, и надо как-то решать этот вопрос, чтобы соблюдать права жителей этих поселений, которые не по своей воле оказались в такой ситуации.

КУ: Если власти не выгоняют цыган, не разрушают поселки. Следовательно, они идут им навстречу?

ОА: Периодически происходят и сносы, если территория, занятая цыганскими домами, находится почти в центре города, а на карте это пустое место. Конечно, это лакомый кусочек, например, для каких-то бизнесменов, которые хотят там построить супермаркет, коттеджный поселок и так далее. Были такие случаи, когда бульдозеры  все это сносили, а взамен ничего не предоставлялось, даже несмотря на то, что это единственное жилье, в том числе и для многих детей. Никакие органы опеки не интересовались, куда пойдут теперь эти дети.

Переселенцы из Украины прибывают в такие же поселки, где большинство домов без документов, поэтому у них нет возможности зарегистрироваться у своих родственников, а это одно из условий получения разрешения на проживание. Соответственно, они вообще выпадают из этой процедуры, потому как все упирается в  таборную проблему, существующую в компактных поселениях. Чтобы ее преодолеть, мы предлагали разные схемы, в том числе аналогичные дачной амнистии.

Откупы, выдворение и тюрьмы для мигрантов

КУ: Чем грозит цыганам из Украины невозможность легализации в России?

ОА: По прошествии 180 дней на территории РФ их пребывание становится незаконным, и они нарушают административный кодекс.

Мы, когда исследовали проблему переселенцев из Украины, видели, что у всех людей, с которыми мы беседовали, были просрочены документы. Про ту льготу для украинцев, которая по распоряжению УФМС действовала до августа 2015 года – что они могут продлевать свое пребывание, не выезжая за пределы РФ, – цыгане ничего не знали, никто их специально об этом не информировал. В итоге, это выливалось в задержания на улице и заканчивалось откупами. Если такие дела доходят до суда, то это грозит штрафом с последующим выдворением из страны или без него на усмотрение суда. На территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области – цыган обязательно выдворяют. Наиболее драматична ситуация тех, кто попадает в тюрьмы для мигрантов – СУВСИГи (специальные учреждения временного содержания иностранных граждан).

КУ: Такие учреждения есть во всех регионах?

ОА: Почти. Они были созданы в 83 регионах страны. Крайне тяжелым в СУВСИГах оказывается положение тех, кто является лицом без гражданства. У цыган тоже есть такие случаи. Это бывшие граждане СССР, иногда с советскими паспортами, которые по каким-то причинам их не поменяли. Когда они попадают в эти учреждения, их судьба тупиковая. Потому что по идее они нарушили режим пребывания на территории РФ и их должны выдворить, но выдворить их никуда нельзя, потому что никакая страна не признает их своими гражданами. В итоге, суды никуда из СУВСИГа их выпустить не могут. Поскольку выдворять таких людей некуда, они находятся в СУВСИГах по два года – это срок давности административного производства. Потом человека выпускают без всяких документов, и соответственно риск того, что при первой же проверке документов он окажется в этом же СУВСИГе и опять будет сидеть два года, очень велик. В частности, недавно нам сообщили о таком случае в Сочи.

КУ: Как можно решить такие ситуации?

ОА: Мы настаиваем на том, что таких людей, во-первых, надо выпускать из этих тюрем, а во-вторых, их нужно выдавать документы. Например, вид на жительство для лица без гражданства. Дальше уже сам человек будет думать, как ему легализоваться.

«Женщины боятся выходить из дома»

КУ: Сколько цыган прибыло из Украины в Россию?

ОА: Сейчас сложно говорить о точном или примерном количестве цыган-переселенцев из Украины. Но можно сказать, что  это тысячи людей.

КУ: Многие ли из них возвращаются назад?

ОА: Да, такая тенденция есть. И у нас, и в Украине тоже. Люди не смогли закрепиться на новых местах. Но сколько таких людей – сказать  точно нельзя. Это касается не только цыган.

КУ: А в Украине цыгане тоже не получают никаких пособий как беженцы?

ОА: Там есть пособие, но оно очень маленькое. К тому же цыгане часто не могут его оформить. В целом им там экономически очень сложно выживать.

«Для цыганских женщин и детей легализация в России – непреодолимое препятствие»

КУ: Разве в России цыганам проще?

ОА: Цыгане-беженцы есть практически во всех таборах в компактных поселениях и проблемы у них те же самые – закрепиться, легализоваться в России. Для цыган это часто непреодолимое препятствие. Скажем, даже если мужчине удается легализоваться как трудовому мигранту – получить патент и оплачивать его, то что делать с его семьей? Мы беседовали с женщинами, они говорили о том, что не могут оформлять патенты и оплачивать их, потому что не работают на кого-то, а ведут хозяйство. Для женщин и детей легализоваться в итоге еще большая проблема, потому как под определение трудовых мигрантов они не подходят. Некоторые женщины нам говорили, что опасаются выходить из дома на рынок или в магазин, потому что являются нелегалами и боятся быть задержанными.

КУ: В чем заключаются ваши предложения по решению озвученных проблем?

ОА: Необходимо, прежде всего, дать возможность беженцам легализоваться в России в упрощенном порядке – жить и законно работать. В том числе женщинам и детям. Необходимо оказывать содействие. Например, предоставлять временное убежище. Из тех, с кем мы общались на территории России, никто такого статуса не имел, и даже тем, кто пытался его получить, никакой помощи в оформлении необходимых документов в УФМС не оказали. В целом, мы давно говорим, что должна быть какая-то стратегия улучшения положения цыганского меньшинства в России. При этом нужно проявить особое внимание к малограмотным людям, которые не могут самостоятельно пройти все необходимые миграционные процедуры. Этого пока нет. В итоге, проблемы нелегальности лишь обостряются.

С Ольгой Абраменко беседовал корреспондент “Кавказского узла” Вячеслав Ферапошкин

Примечания:

  1. ФМС РФ заявила о полумиллионе граждан Украины обратившихся с заявлениями о различных формах легализации в РФ (почти 250 000 украинских беженцев просили в РФ международной защиты): Рома и война. Ромские жители Восточной Украины, пострадавшие от войны: беженцы, переселенцы, жертвы насилия. Правозащитный отчет. М., 2015. С. 5; По данным Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, по состоянию на 15 января 2015 года в стране насчитывалось 642 861 зарегистрированных внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), 97% – из Восточной Украины: Рекомендации по вопросу международной защиты, связанные с событиями в Украине – дополненная версия II. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 15.01.2015. С. 6.
  2. «Сегодня вроде не стреляют…». Жизнь цыган Донбасса в послевоенные немирные дни // АДЦ «Мемориал». 2016.
  3. Согласно данным Всероссийской переписи 2010 года всего в России проживает 200 тысяч цыган (204 958 человек). В Ставропольском крае — 30879 чел. (15,1 %); в Ростовской области — 16657 чел. (8,1 %); в Краснодарском крае — 12920 чел. (6,0 %); в Волгоградской области — 8216 чел. (4,0 %); в Астраханской области — 5214 чел. (2,5 %); в Воронежской области — 5153 чел. (2,5 %), в Адыгее – 2364 чел, в КБР- 2874, в Дагестане-   54, в Чечне – 3 чел., в Ингушении – 75 человек: Национальный состав; Население наиболее многочисленных национальностей по родному языку по субъектам Российской Федерации, С. 256, 260, 262, 264, 268.
  4. Согласно как традиционно устоявшейся в исторической науке точке зрения, так и новейшим историко-генетическим исследованиям, цыгане, расселившиеся на Балканах на территории Византийской империи к началу XII века, появились на Украине в XIV-XV веках через Валахию и Молдову: Зіневич Н.О. Цигани в Україні: формування етносу і сучасний стан // Український науковий журнал, № 1, 2001, С. 41-42; Mendizabal I. and others. Reconstructing the Population History of European Romani from Genome-wide Data // Current Biology, v. 22, 2012, P. 2342–2349.
  5. Постановление Совмина СССР от 05.10.1956 № 1373 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством».

© Кавказский Узел