01.02.2014

Нарушения прав детей-мигрантов

Миграционные правила в последнее время значительно ужесточились — особенно в четырех регионах РФ, которые принимают наибольшее количество мигрантов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область). Но и до ужесточения в особо уязвимом положении находились дети мигрантов: срок их «легального» пребывания в РФ ограничен 90 днями и никак не привязан к сроку пребывания их родителей. То есть, если родители ребенка оформили разрешение на работу, они могут безвыездно находиться в России до одного года (или даже трех лет, если они граждане Таджикистана), но детей они должны каждые три месяца вывозить за границу с целью получения новой миграционной карты. Понятно, что у работающих родителей чаще всего нет ни времени, ни денег на эти бессмысленные перемещения. Школы же пристально следят за документами детей, потому что их, в свою очередь, контролируют начальство и прокуратура, поэтому дети-мигранты становятся «проблемой» для школьной администрации. В результате дети трудовых мигрантов теряют легальный статус, перестают посещать школу, исключаются из процесса образования и интеграции.

Описанные сложности касаются и детей-мигрантов, которые получают в РФ профессиональное образование. Иностранные студенты колледжей могут «законно» пребывать в РФ те же 90 дней, а не, как было бы логично, годы их обучения. С этой проблемой столкнулся Самикжон Самиков, гражданин Кыргызстана, студент Санкт-Петербургского лицея технологии и дизайна. Самик – этнический узбек, он родился в городе Ош, где был одним из лучших учеников школы им. Карла Маркса, а еще занимался вольной борьбой и хотел стать спортсменом мирового уровня, ходил на курсы по рисованию, мечтал заработать много денег, купить красивый большой дом. К сожалению, в 2010 году в Оше произошли межэтнические столкновения, погромы и убийства узбеков. В этот трудный момент Самик оказался один: его мама Майрамхан уехала в Россию на заработки. Сначала Самик был переведен в ближайшую школу рядом с домом в Оше – ходить по городу было опасно, а потом переехал к матери в Санкт-Петербург и поступил в Профессиональный лицей технологии и дизайна на специальность продавца-кассира. Первый год учебы был сложным: некоторые одноклассники и преподаватели предвзято относились к Самику. К тому же возникли трудности с прохождением обязательной практики, без которой невозможно получить диплом. Хотя преподаватели лицея С.С. Тараканова и С.П. Кожина всячески поддерживали Самика, они были бессильны против существующих правил: оказалось, что неграждане РФ не могут работать в сфере торговли, и это ограничение действует уже давно – с весны 2007 года. Оформить Самику разрешение на работу тоже невозможно, так как он несовершеннолетний. К счастью, практику Самику позволили пройти в самом лицее, а не в каком-то постороннем магазине. Отношения с товарищами тоже наладились, он хорошо учится и участвует в различных образовательных и спортивных мероприятиях.

Как и все дети-мигранты, Самик вынужден каждые три месяца пересекать границу, чтобы не утратить «легальный» статус. Этим летом Самик попал в очень сложную ситуацию на границе России с Казахстаном, когда вдруг выяснилось, что ему до 2016 года запрещен въезд в РФ. Поскольку базы данных ФМС и пограничников не скоординированы, было довольно трудно узнать, кто именно этот запрет наложил и кто должен его снимать. Лишь с помощью правозащитников, уполномоченных по правам человека Челябинской и Волгоградской областей удалось выяснить, что запрет был наложен еще в марте 2013 года органами УФМС Волгоградской области (место предыдущего выезда-въезда) на основании списков, полученных из Федеральной миграционной службы, – в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 321-ФЗ, устанавливающим запрет на въезд в РФ в течение трех лет за любые нарушения предусмотренных законом сроков выезда. Самикжон Самиков оказался в тяжелом положении, не имея возможности вернуться в РФ, где находилась его мать и где он должен был продолжить свое обучение, он был вынужден выехать в Кыргызстан, что не было безопасным для него как для уроженца г. Ош — этнического узбека. Запрет въезда в РФ для несовершеннолетнего Самикова стал прямым следствием несовершенства российского законодательства, не позволяющего оформлять регистрацию для несовершеннолетних иностранных граждан на срок пребывания в РФ их родителей, — АДЦ «Мемориал» неоднократно освещал эту проблему, в том числе в отчете для Комитета ООН по правам ребенка.

Совместными усилиями правозащитников из России, Казахстана, Кыргызстана были установлены обстоятельства вынесения запрета и оказана поддержка Самикжону Самикову на то время, когда ему был запрещен въезд в РФ. Членом Общественной палаты Российской Федерации Б.Л. Альтшулером было составлено и направлено обращение руководителю ФМС К.О. Ромодановскому с просьбой рассмотреть ситуацию С. Самикова и снять запрет въезда, а также «рассмотреть общий вопрос о возможности смягчения требований законодательства Российской Федерации в части срока временного пребывания в Российской Федерации несовершеннолетних детей трудовых мигрантов, установив, что этот срок определяется сроком законного пребывания на территории Российской Федерации их родителей, а также приравняв детскородительские отношения к категории «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств» (п. 8 ст. 26 № 114-ФЗ), при которых санкция в виде запрета на въезд в Российскую Федерацию в течение трех лет не применяется». На это обращение был получен ответ об отменеограничения на въезд С. Самикова, направленный для исполнения в региональные органы ФМС. Несмотря на то, что процедура исполнения решения оказалась крайне затруднена и потребовала активного содействия Б.Л. Альтшулера, в итоге была получена информация о снятии запрета, и Самикжон Самиков смог въехать в РФ, чтобы, хоть и с опозданием, продолжить учебу.

Этот случай может стать важным этапом в деле реализации прав и других детей-мигрантов. Мы надеемся, что успех в деле С. Самикова поможет изменить к лучшему общую ситуацию с детьми мигрантов в РФ.

Екатерина Назаршоева,
Майрам Самикова

this post is also available in: Английский