15.06.2011

Дискриминация и нарушение прав цыганских детей в школах Российской Федерации: проблемы доступа цыганских детей к механизмам защиты

В связи с визитом в Российскую Федерацию в мае 2011 г. Комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга неправительственная организация Антидискриминационный центр «Мемориал» (АДЦ Мемориал) пользуется возможностью поддержать все заявления и рекомендации комиссара, свидетельствующие об его постоянной обеспокоенности нарушениями прав цыган в Европе. Мы хотели бы представить наше актуальное видение положения цыган в России, обращая особое внимание на доступ цыганских детей к правовой защите.

Начиная с 2003 г. АДЦ Мемориал проводит мониторинг соблюдения прав цыган в более чем 100 поселениях на территории России. Цыгане в России сталкиваются с дискриминацией во всех сферах жизни и имеют меньшую надежду на улучшение положения, чем нецыганское население. Мы уделяем особое внимание защите прав цыганских детей, особенно права на образование. Цыганские дети из компактных поселений лишены доступа к образованию во многих регионах России. Дети оказываются объектами дискриминации, так как с нарушением их права на образование помещаются в отдельные классы и школы на основании их этнического происхождения.

Практика сегрегации в школах: эта практика включает в себя так называемые «специальные школы» для цыган, отдельное обучение в «цыганских классах», запрет на обучение в обычных школах. Мониторинг, проведенный АДЦ Мемориал, показал, что сегрегация цыганских детей в виде отдельных классов распространена во всех регионах России, часто с одобрения и поддержки местных органов власти и школьной администрации.

Цыганские ученики из «цыганских классов» обычно изолированы от других учеников в школах, им часто не разрешают выходить в коридор или туалет. Условия в «цыганских школах» часто хуже, чем в обычных школах (дискриминационные условия в цыганских школах подробно задокументированы в отчете 2009 г. «Дискриминация и нарушение прав цыганских детей в школах Российской Федерации» http://www.memorial.spb.ru/www/838.html?lang=ru).

Низкий уровень образования: какой бы ни была форма отдельного обучения (специальные школы, «цыганские классы», «цыганские школы»), уровень образования, предоставляемого цыганам, чрезвычайно низок и обычно не соответствует официальным стандартам (например, многие предметы часто просто исключаются из программы).

Это было подтверждено независимой проверкой уровня знаний среди цыганских детей, которая была проведена экспертами АДЦ Мемориал в цыганских поселениях в различных регионах России: Республике Татарстан, Тамбове, Брянске и Ленинградской области. Экспертиза показала, что все цыганские ученики обладают низким уровнем знаний и слабым уровнем умений.

Например, цыганские дети в поселении Нижние Вязовые (Свияжск, Татарстан) жаловались, что посещают один и тот же класс год за годом, но до сих пор не умеют читать.

В результате этой практики после начальной школы большинство цыганских детей не подготовлены к обучению в средней школе. Небольшое количество цыган обучаются в старшей школе. Почти никто не заканчивает среднюю школу (согласно длительному мониторингу АДЦ Мемориал).

Недостаток равного и эффективного доступа цыган и в особенности цыганских детей к правовой системе: АДЦ Мемориал постоянно подает заявления в правовые инстанции с целью защитить детей от перечисленных нарушений.

АДЦ Мемориал получил большое количество заявлений от цыганских родителей и от самих цыганских детей, сталкивающихся с структурной дискриминационной системой отношений между цыганским населением и государственными органами, местными властями и школьной администрацией.
Но защита прав цыганских детей в суде всегда очень трудна.

Предоставление эффективной защиты прав детей в местных судах зачастую практически невозможно. Ярким примером являются разбирательств в судах Тулы и Тамбова.

Недостаток равного и эффективного доступа цыган к правовой системе был представлен в деле в Туле (школа с отдельными классами только для цыганских детей). Цыгане-заявители оспаривали нарушение их права не быть объектом дискриминации, а также право на образование, их семейные права и достоинство детей в российских судах. Тульский суд отверг несколько жалоб без какого-либо рассмотрения и обратил внимание только на жалобу от цыганских родителей приемного русского ребенка. В декабре 2009 г. жалобы от родителей тульских детей были поданы в Европейский суд по правам человека. На данный момент дело рассматривается судом (http://www.soros.org/initiatives/justice/litigation/mikhaj).

Суд Тамбовской области в 2010 г. принял заявления от цыганских родителей против дискриминации их детей и нарушении их права на образование. Родители поддержали заявления во время первого судебного слушания. К следующему судебному заседанию родителям поступили угрозы от местных властей (они использовали тот факт, что цыганские дома не были зарегистрированы и могли быть снесены). В результате истцы подписали отказ от заявлений. Таким образом, дело по защите права цыганских детей на образование было прекращено по причине давления на их родителей местными властями.

Неэффективность правовой защиты детей часто связана с уязвимой позицией их родителей. Так как цыганские родители необразованны и сталкиваются с отсутствием поддержки со стороны государства, они часто не понимают важности образования для их детей. Например, школьная администрация в одной из областных цыганских школах созвала родительское собрание и заставила проголосовать за раздельные классы для их детей. Так школьная администрация пыталась легитимизировать незаконную сегрегацию цыганских детей, не принимая во внимание фундаментальные основания права детей на образование.

В случаях отсутствия родительского желания дать детям образование и плохого отношения со стороны государственных и школьных властей (т. е. действия взрослых не в интересах ребенка), дети не могут самостоятельно защищать собственные интересы.

Как было показано в заявлении комиссара 2007 г. по созданию международных и региональных правозащитных механизмов жалоб в интересах детей, в нескольких европейских странах дети не могут подавать собственные заявления в местные суды. Такова ситуация в России: только представители детей (родители или опекуны) могут подавать заявления в суд. Дети сами могут подать в суд только в том случае, если их права нарушаются родителями. Возможностью защищать права детей обладают государственные прокуроры, но в случае, когда ответчиком является государственная организация, этот механизм, естественно, оказывается неэффективным.
Признавая право детей инициировать международные и региональные механизмы защиты прав человека, АДЦ Мемориал призывает Комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга потребовать от российского правительства:

– изменить российские процессуальные правила и отменить необходимость родительского согласия на рассмотрение жалобы российскими судами, позволить самим детям подавать заявления напрямую в национальный суд (также сделать возможными коллективные жалобы детей).

Это обеспечило бы доступ цыганских детей к правосудию и дальнейший доступ к международным способом защиты и могло бы улучшить эффективность работы АДЦ Мемориал по защите прав цыганских детей с помощью российских и международных правовых механизмов.

this post is also available in: Английский