Возврат несопровождаемых детей

Дети-мигранты оказываются в чужой стране «несопровождаемыми» в силу разных обстоятельств: болезнь, смерть, заключение под стражу, выдворение родителей. На родину таких детей возвращают сотрудники приемников МВД или социальных транзитных учреждений.

Плохая практика

Наибольшему стрессу подвергаются дети, которых передают «на нейтральной полосе», т.е. на пограничном пункте, сотрудники силовых структур; до границы детей довозят сотрудники учреждений МВД одной страны, в стране происхождения детей забирают тоже сотрудники МВД, которые везут детей в закрытый полицейский приемник. В меньшей степени, но тоже травматично для детей перемещение в сопровождении сотрудников приемников или транзитных учреждений в детское транзитное учреждение или кабинет чиновника, откуда детей забирают или родственники, или представители детского дома, где ребенок будет жить в дальнейшем.

Желательная практика:

В результате скорейшей прямой коммуникации между социальными службами двух стран осуществляется передача ребенка от социальных работников социальным работникам учреждений, где организовано психологическое и реабилитационное сопровождение детей. Если ребенок возвращается в семью, то воссоединение ребенка с семьей происходит под контролем социальных служб во избежание эксплуатации ребенка и иных негативных проявлений. Принимающая сторона заранее информируется о приезде ребенка, создает необходимые условия для его дальнейшего обучения, реабилитации, интеграции.

Примеры

Россия. При штурме притона, который содержит «мафия нищих» (эксплуататоры инвалидов, изображающих ветеранов военных конфликтов) найдена девочка 14 лет из Молдовы, пострадавшая от насилия и сексуальной эксплуатации. О семье девочки ничего не известно. Ребенка забирают в детское транзитное учреждение, пытаются вернуть в Молдову. При этом в Молдове нет больше того детского приемника МВД, который назван в Кишиневском соглашении, т.е. возврат ребенка требует других международных договоренностей и практик. Девочка надолго задерживается в российском транзитном учреждении – закрытом, не обеспечивающем реабилитации и школьного образования. Для ребенка остается актуальным риск при возвращении домой оказаться у тех же родственников, которые продали ее в рабство.

Комментарий АДЦ «Мемориал»

В этом случае необходимо немедленно принять меры для психологической реабилитации ребенка, создать условия для преодоления травм, нанесенных длительной ситуацией насилия и эксплуатации. Прежде чем вернуть девочку в страну происхождения, следует изучить ситуацию в ее семье, оценить степень ответственности родственников за то, что ребенок оказался в рабстве.