Инвалид второй группы по зрению Андрей Соснов, которому НИПНИ им. Бехтерева незаконно отказал в приеме в интернатуру, наконец-то получил компенсацию за нарушение права на образование. С момента подачи юристами АДЦ «Мемориал» искового заявления до выплаты компенсации морального ущерба прошло почти два года – институт долгое время не выполнял решение суда.
Еще в 2013 году Санкт-Петербургский НИПНИ им. В.М. Бехтерева отказался зачислить Андрея Соснова в интернатуру по психиатрии, хотя тот успешно прошел все вступительные испытания. Администрация института объяснила свой отказ отсутствием в учреждении специальные условий для людей с ограниченными при прохождении производственной практики возможностями (в случае Соснова — это дополнительное освещение). Институт сослался также на повышенную вредность условий (класс 3.1), в которых проходят практические занятия, ошибочно посчитав их условиям труда. Институт проигнорировал и тот факт, что человек с ограниченными возможностями вправе отказаться по своему желанию от условий индивидуальной программы реабилитации, предусматривающей, в случае Соснова, условия труда не выше классов 1-2. Суд в своем решении подтвердил это право, сославшись на соответствующую норму (ч. 5 ст. 11 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ»). В поддержку позиции об отсутствии ограничений для инвалида по зрению выступило и Министерство здравоохранения: оно сочло, что в случае отсутствия противопоказаний в индивидуальной программе реабилитации и при успешном прохождении вступительных испытаний А. Соснов был вправе обучаться в институте им. Бехтерева по выбранной специальности.
Еще в конце 2014 года Невский районный суд рассмотрел иск, поданный от имени Соснова юристами АДЦ «Мемориал», поддержал доводы, заявленные позицией истца, и вынес решение, признававшее отказ института им. Бехтерева обучать Соснова незаконным. Истцу была назначена компенсация морального ущерба.
Получив все необходимые документы после вынесения судебного решения Санкт-Петербургским городским судом, А. Соснов пытался получить присужденную компенсацию и отправил в учебное учреждение все требуемые документы, однако юрист НИПНИ им. В.М. Бехтерева предложил ему действовать через Федеральную службу судебных приставов либо обратиться непосредственно в банк, обслуживающий учебное заведение. При этом банковские реквизиты заявителю известны не были, а на его запрос юрист сообщил, что предоставить такую информацию не может. На письменное обращения А. Соснова с просьбой указать банковские реквизиты НИПНИ им. В.М. Бехтерева написал официальный ответ об отсутствии расчетного счета. Казалось бы, институт им. В.М. Бехтерева, будучи медицинским образовательным учреждением, допустившим дискриминацию инвалида и нарушение его права на образование, должен был позаботиться хотя бы о спасении своей репутации и немедленно выплатить утвержденную судом компенсацию, тем более что ее размер – всего 30 тысяч рублей. Вместо этого учебное заведение саботировало исполнение решения суда и перевело Соснову деньги лишь недавно, столь своеобразно «отметив» Международный день борьбы за права инвалидов 5 мая, – действительно, и самому Соснову, и юристам АДЦ «Мемориал» пришлось именно бороться за право инвалида на образование.
На международном уровне Россия заявляет о том, что в стране «признается право инвалидов, наравне с другими лицами, на образование на основе равенства возможностей без дискриминации, на всех уровнях и на протяжении всей жизни». На деле же, как показало дело Андрея Соснова, на то, чтобы добиться справедливости и получить компенсацию за нарушенные права людей с ограниченными возможностями, уходят годы. Судебное решение по делу Соснова – важный шаг в борьбе против дискриминации в сфере образования: учебные заведения должны создавать условия для получения образования без дискриминации, а не препятствовать инвалидам в осуществлении их прав.