20.12.2016

Неединая нация

16 декабря 2016 года участники неформального объединения экспертов из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока “Абориген Форум” сообщили о задержании, допросе и обыске в квартире директора центра Родиона Суляндзига – по этой причине он не смог открыть образовательный семинар форума. Это не первый случай преследования Родиона: два года назад его не выпустили на международную конференцию ООН, пограничники испортили его паспорт и его же привлекли за это к ответственности. В октябре 2016 года Центр содействия малочисленным коренным народам обратился в Европейский суд с жалобой на нарушение права на свободу собраний и объединений и свободу выражения мнений (в 2015 году Центр был признан “иностранным агентом”, что крайне затруднило работу организации).

Между этими двумя событиями – по случаю “дня народного единства” – президент Путин поддержал предложение создать “закон о российской нации”, что в средствах массовой информации было подано как большая новость и немедленно породило сезонное обсуждение “национального вопроса”. На самом деле тема “единая нация “россияне” versus “национальные меньшинства” отнюдь не нова, и коренные малочисленные народы имеют к ней самое прямое отношение. В феврале 2013 года эксперты Антидискриминационного центра “Мемориал” участвовали во встрече Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации с представителями гражданского общества – наша организация в сотрудничестве с информационно-аналитическим центром “Сова” подала тогда обширный (80-страничный) альтернативный отчет по соблюдению одноименной конвенции.

В ту пору закон о некоммерческих организациях – “иностранных агентах” еще только-только вступил в силу (в ноябре 2012 года), но на взаимодействии российского гражданского общества с ООН репрессии уже сказались: кроме “Мемориала”, с Комитетом встречались только представители НКО коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, над которыми уже сгущались тучи. Они уже тогда сообщали о притеснениях, в частности, о том, что “неудобных” гражданских активистов в организациях коренных народов заменяют на лояльных власти. И мы, и коллеги из НКО коренных народов были крайне удивлены, увидев рядом с собой за столом члена Общественной палаты РФ Владислава Гриба: ведь эта палата – никакое не гражданское общество, ее членов назначают президент и другие члены, уже назначенные президентом. Так что выступление Гриба было вполне внятной трансляцией государственного понимания проблем расовой дискриминации, преступлений на почве ненависти, межэтнических отношений.

Для начала выразив несогласие с предыдущими выступающими в том, что проблема расовой дискриминации и нарушений прав меньшинств для России актуальна (нонсенс для формата встречи с Комитетом ООН – для того туда и едут, чтобы говорить о проблемах), Гриб далее вольно пересказал кусок отчета Общественной палаты о состоянии гражданского общества за 2012 год, выданный за “альтернативный материал” и опубликованный на сайте Комитета в соответствующем разделе. Основные пункты выступления Гриба были следующими: национализм если и есть у нас, то в среде футбольных хулиганов, да и явление это инородное – по происхождению ирландское; главная опасность для мирного сосуществования народов в РФ – национализм, характерный, в частности, для южных республик (например Дагестана), и средство избавления от него – формирование “гражданской нации”. На это направлена Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Практическим выражением этой Стратегии стала утвержденная в 2013 году Федеральная целевая программа “Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014–2020 годы)”. Ее результатом должен стать сдвиг самоидентификации жителей России от этнической к гражданской (“россияне”); к 2020 году доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, должна составить 65%, а уровень толерантного отношения к представителям другой национальности должен составить 85%.

К слову, Владислав Гриб впоследствии получил медаль “За возвращение Крыма” и, надо думать, сопутствующую Почетную грамоту с формулировкой “За активное участие в работе по укреплению дружбы между народами”. Как “укрепилась” дружба народов в аннексированном Крыму, хорошо известно: там массово нарушаются права крымских татар. А Гриб, в числе прочих “медалистов” ответственный за это, представьте себе, продолжил карьеру по линии “дружбы народов” и стал помощником главы ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, так что теперь подобный подход к проблеме дискриминации меньшинств рискует быть распространен на огромный регион…

И вот в этом году новое развитие темы “единства”. Уже и закон о единстве российской нации предлагают написать. Сообщают, что в вузах будет даже новый предмет по формированию российской идентичности и воспитанию нового поколения с одинаковым набором ценностных установок. Ну и апофеоз – внесенное в Думу предложение об изменении 13-й статьи Конституции и введении единой государственной идеологии. Какой – нетрудно догадаться: как известно, “национальной идеей” у нас объявлен “патриотизм”.

Тут “патриотические силы” уже подсуетились: на том самом заседании Совета по межнациональным отношениям, где был предложен закон о единстве нации, атаман так называемого Всевеликого войска Донского и бывший депутат Госдумы Виктор Водолацкий сообщил о готовности проекта закона о патриотическом воспитании граждан России. Ну а от “патриотизма” в трактовке казаков уже совсем рукой подать до “русской весны”, именно за которую вышеупомянутый Гриб получил медаль, “русской идеи” и “русской мечты” как “объединяющего нас всех” начала, о которой можно прочитать в статье одного новоявленного писателя (забавно, что выражением “русской мечты” для него оказывается сказка “Теремок”, где он находит “стремление к справедливости и преодолению бед через единство, через соборность, через великодушие и взаимопомощь”, забывая, что это сказка о том, как медведь (представляющийся как “я вам всем пригнетыш”) разломал теремок, где мирно жили разные звери).

Отчет Общественной палаты, зачитанный тогда Грибом в ООН, гласил, что только “единая гражданская нация” может обеспечить эффективное функционирование государства в многонациональной стране, “жестко отстаивая” единые для всех россиян ценности и “сохраняя при этом глубокое и искреннее уважение к историческим, культурным и религиозным традициям”. Что ж, “жесткое отстаивание” в национальных вопросах мы воочию наблюдаем, как и “глубокое уважение”: на деле формирование “гражданской нации” выливается в пренебрежение правами этнических меньшинств.

Финансирование в Федеральной целевой программе “укрепления единства российской нации” более чем в два раза больше финансирования другой ее составляющей – “этнокультурного развития народов России”. Хоть туда и включили цыган, и даже провели в этом году фестиваль “Цыгане под небом России”, и даже вставили в программу не только концерты, но и не очень тривиальные мероприятия типа вечера цыганской поэзии, но что происходит с обеспечением прав на жилье, на образование? Сносы цыганских поселков, выселение семей с детьми из единственного жилья, сегрегация цыганских детей в школах, некачественное образование тех, кто туда все-таки ходит… Эти проблемы не решаются десятилетиями.

Если говорить о коренных малочисленных народах, то случай преследования Центра содействия малочисленным коренным народам и его директора далеко не единственный. Эксперты с тревогой говорят о том, что протест коренных народов против разрушительной для их традиционных мест обитания деятельности добывающих компаний оборачивается уголовным преследованием активистов. Это, например, преследование ханта Сергея Кечимова из-за конфликта общины с компанией “Сургутнефтегаз”; сфабрикованное, как считают, дело против лидера эвенкской общины Сергея Никифорова на Дальнем Востоке. Меньше известны другие случаи нарушения прав коренных народов: члены общины шорцев Казас в Кемеровской области (ей посвящен документальный фильм “Цена”) лишились священной горы – она была взорвана, доступа к кладбищу нет, шорцы не могут пройти через кордоны на свои земельные участки, которые их вынуждали продать в пользу угледобывающей компании. Дома тех, кто не был согласен покинуть свою землю, сожжены неизвестными.

Для того, чтобы все народы России стали себя ощущать “гражданской нацией” – гражданами страны, защищающей их права, необходимо прежде всего прекратить дискриминацию по этническому признаку (да и вообще по признаку принадлежности к какому-либо меньшинству). Ведь именно государство выделяет какие-то группы и применяет к ним репрессии, позволяя им иногда – в “красные дни календаря” – попеть-поплясать в национальных костюмах. Это приводит не к “единству”, а к ощущению представителями меньшинств своей уязвимости, бессилия и бесправия.

В следующем году Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации будет рассматривать очередной отчет Российской Федерации. Очень важно, чтобы альтернативные отчеты Комитету предоставили настоящие НКО, действительно защищающие права меньшинств, а не суррогаты гражданского общества, которые будут говорить о суррогатах же “гражданской нации” и “дружбы народов”.

Ольга АБРАМЕНКО

Впервые опубликовано в блоге “Радио Свобода”

Фото: Dr. A. Hugentobler “Ненцы в Дудинской тундре”

this post is also available in: Английский