АДЦ «Мемориал» продолжает следить за новыми заявлениями Комиссара Совета Европы по правам человека Томаса Хаммарберга, которые отражают наиболее прогрессивные и приоритетные направления развития доктрины и практики прав человека в Европе и мире. Часто актуальные в правозащитной деятельности проблемы, возникающие у НПО в различных странах, становятся предметом официальных заявлений Комиссара, что подчеркивает глубокое и неформальное понимание практических проблем защиты прав человека, а правозащитникам позволяет обосновывать свои позиции ссылками на заявления авторитетного европейского исследователя.
Недавно Томас Хаммарберг выступал в качестве третьей стороны в деле, поданном в Европейский Суд, — такая возможность предоставлена Регламентом ЕСПЧ для наиболее авторитетных в сфере прав человека органов и организаций. В случае, если это может помочь правильному и полному разбирательству, Суд принимает письменные замечания третьей стороны. Третья сторона не имеет непосредственной заинтересованности в исходе дела, но, в силу важности затронутых в жалобе проблем, высказывает свое авторитетное мнение, которое Суд может учесть при рассмотрении. Так, по делам, связанным с беженцами и лицами без гражданства, третьей стороной в дело часто вступает УВКБ ООН.
В заявлении, сделанном в связи с участием в деле в качестве третьей стороны, Томас Хаммарберг высказал идею о необходимости предоставить НПО право в отдельных случаях непосредственно представлять интересы заявителя в судах. Это особенно важно в тех ситуациях, когда заявитель умер и у него не осталось родственников, готовых быть заявителями при обжаловании нарушений. На примере дела погибшего в психиатричествой больнице цыгана из Румынии, интересы которого не могли быть представлены в суде в связи с отсутствием наследников и близких родственников, Хаммарберг обращает внимание на важность работы правозащитных НПО по таким делам. Сейчас в большинстве национальных и европейской систем судебного обжалования правозащитные организации могут действовать только через родственников-заявителей, представлять их или нанимать для них адвоката, но не могут выступать в судах напрямую в интересах жертвы. Поэтому Комиссар по правам человека, в целях лучшей защиты наиболее уязвимых групп, предлагает предусмотреть право НПО заявлять о нарушениях непосредственно в судах, национальных и международных.
В практике АДЦ «Мемориал» аналогичные случаи довольно часты, поскольку при нарушениях прав наиболее уязвимых и дискриминируемых групп почти всегда возникают сложности с поиском родственников жертв нарушений. Даже если родственники находятся, не всегда удается получить их согласие на обжалование (некоторые из них опасаются за свою безопасность, некоторые не верят в эффективность судебных процедур, некоторые не могут участвовать в длительном обжаловании по состоянию здоровья). Особенно это характерно для уголовных дел, связанных с нарушениями со стороны сотрудников правоохранительных органов. Убедить заявителей обжаловать незаконные действия очень сложно даже в случае наиболее тяжких последствий – смерти родственника, в том числе смерти в условиях лишения или ограничения свободы.
Недавно СМИ сообщили, что в деревне Вялка Новгородской области пожилой цыган повесился в машине полиции. Для проверки и уточнения фактов, а также поиска свидетелей и родственников погибшего цыгана сотрудники АДЦ «Мемориал» посетили место события. После расспросов местных жителей удалось восстановить картину происшествия. Выяснились серьезные основания подозревать сотрудников полиции по крайней мере в преступном бездействии и необеспечении безопасности задержанного, о чем, конечно, необходимо было немедленно подавать заявление в прокуратуру и жалобу в суд. Но родственников погибшего, которые могли бы выступать заявителями, найти не удалось. АДЦ «Мемориал» как общественная организация по защите прав цыган направил собственное заявление в Следственный комитет, но получил ответ о том, что правоохранительные органы вообще «не обязаны отвечать благотворительному учреждению», что с жалобами должен обращаться сам заявитель или его родственники.
В итоге в этом деле возникла та самая «атмосфера безнаказанности», о которой говорит в своем заявлении Комиссар по правам человека: никто так и не был привлечен к ответственности за очевидное нарушение фундаментального права на жизнь.
Ниже приводим перевод текста заявления Томаса Хаммарберга (оригинал на англ.: http://www.coe.int/t/commissioner/News/2011/111018TPIRomania_en.asp).
Доступ к правосудию людей с ограниченными возможностями: Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг вступил в дело Страсбургского суда
«Люди с ограниченными возможностями слишком часто получают отказ в доступе к правосудию на равных с другими людьми основаниях», — заявил Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммамберг, представляя на рассмотрение в Европейский Суд по правам человека свое мнение по делу, касающемуся обращения человека с ограниченными возможностями из Румынии.
Дело было подано Центром юридической поддержки от имени Валентина Кампеану, молодого мужчины цыганского происхождения, ВИЧ-инфицированного, страдающего тяжелой степенью психического расстройства. Он скончался в возрасте 18 лет в психиатрической больнице Пойана Марэ, проведя всю жизнь в различных медицинских учреждениях.
До сих пор Суд не имел возможности рассматривать дела, касающиеся людей, скончавшихся до подачи заявления, при отсутствии наследников, близких родственников и законных представителей. «Атмосфера безнаказанности окружает нарушения при обращении с людьми с ограниченными возможностями. Строгое применение установленных требований к этим людям имело бы неблагоприятные последствия, лишая наиболее уязвимые группы людей каких-либо перспектив искать защиты и получать компенсации за нарушения своих прав. Это также противоречит самой цели — предотвратить возможность повторного нарушения прав человека государствами —участниками Европейской Конвенции по правам человека».
Комиссар, с учетом вышесказанного, рассматривает возможность разрешения НПО в исключительных случаях подавать заявление от имени жертвы, при отсутствии специального разрешения на совершение таких действий. «Важная роль НПО, проливающих свет на факты нарушений прав наиболее уязвимых групп людей и содействующих указанным уязвимым группам в доступе к правосудию, должна быть официально признана. Это полностью соответствовало бы принципам эффективности, на которых основывается Конвенция».
Вмешательство Комиссара в качестве третьей стороны в деле Европейского Суда по правам человека было первым с момента вступления в силу 1 июня 2010 года Протокола № 14 к Европейской Конвенции по правам человека.
Полный текст письменных замечаний для Суда (на английском):
https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1851457