15.03.2010

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: Психология СПИДа, или чего мы боимся, услышав это страшное слово

Здравствуйте, дорогие друзья-читатели! Сегодня нам предстоит непростая работа. Сегодня мы должны поговорить о психологии СПИДа. Это тяжело, но это нужно сделать. И вот почему.

Мы много слышим о том, какое это страшное заболевание. Мы много слышим и о том, какие “страшные” люди болеют этой болезнью: всякие там наркоманы и гомосексуалисты. Наконец, мы слышим о том, как стремительно СПИД распространяется по планете. Уже говорят о десятках миллионах людей, пораженных этой инфекцией. Кстати, говорят, что их больше всего в Африке, немного в Америке и уже много у нас в России. И чем больше говорят, тем больше нагоняют на нас страху: страх смерти, страх заражения, страх прикосновения и еще много-много других страхов. Ведь человеческая фантазия неистощима. Вот именно поэтому я и приглашаю вас поговорить на эту тему. Нам нужно научиться не бояться того, чего бояться не нужно. А здесь без психологии никак не обойтись.

Итак, психология СПИДа – это как бы три отдельных психологических раздела:

1. Влияние самой болезни на психологию человека.

2. Психология больного СПИДом.

3. Психология здоровых людей, реагирующих на слово “СПИД” и на конкретных людей, больных СПИДом.

Как вы, уважаемые читатели, уже догадываетесь, этот третий, последний раздел и будет главной темой нашей беседы. Тем не менее о двух первых разделах тоже необходимо сказать самую малость.

1. Влияние самой болезни на психологию человека.

СПИД – тяжелая инфекция, в конечном итоге поражающая все органы и системы организма. Нервная система переживает также тяжелейшие изменения. Эти изменения сказываются на человеческой психике следующим образом:

– человек теряет энергию, то есть его нервная система истощается;

– раз так, то человеку становится труднее думать, запоминать и напрягать свою волю;

– это делает человека все более возбудимым и раздражительным;

– в конечном итоге человек впадает в депрессию – состояние глубокого и длительного сниженного настроения;

– при этом, как правило, нарушается сон, аппетит и появляются всякие “нехорошие” мысли, страхи.

2. Что думает о себе больной СПИДом человек?

В первую очередь он думает о том, что о нем могут подумать люди, когда узнают, что он “подцепил эту заразу”. И эти думы, увы, очень печальные: “Я изгой, монстр, я чудовище, я прокаженный”, “Теперь все будут сторониться, избегать или убегать от меня”, “Я не буду работать – не возьмут никуда, даже мусорщиком”, “Родные и друзья мгновенно меня забудут”, “А впереди у меня неминуемая и мучительная смерть”.

Это вкратце по первым двум разделам.

Так что же мы, здоровые, больше сочувствуем этим людям или больше боимся их или даже ненавидим?

Как показывает жизнь, мы их больше боимся, а в последнее время и все больше ненавидим. Почему же такое происходит? Почему из множества болезней, к которым мы относимся с пониманием и сочувствием, есть одна, которую мы воспринимаем как лютого врага? Воспринимаем настолько сильно, что отвергаем наших ближних, которые этой болезнью заболели. Неужели пример ветхозаветного Иова для нас ничегошеньки не значит?

Не знаю, как на этот вопрос отвечают известные священники, психология же пытается на этот вопрос ответить следующим образом: все дело в общественном мнении. Ведь общественное мнение – это как монета, у нее две стороны – орел и решка. Мы помним из истории ситуации, когда общественное мнение работало на благо человечества. Вспомним хотя бы так критикуемую нашей прессой “оранжевую революцию” на Украине. Не захотел больше украинский народ прежнюю власть, вышел на площади, и победило… общественное мнение! Но мы помним и другой сюжет из истории. Когда-то в 30-х годах прошлого столетия вся Германия поверила в триумф “самой чистой, самой избранной” арийской расы. И общественное мнение Германии породило страшнейшее чудовище, дьявола – фашизм!

Отсюда, говорят психологи, наиглавнейшее свойство общественного мнения – его заразительность. Почти как при вирусных летучих инфекциях, например при гриппе: кто-то чихнул на тебя, ты чихаешь на других… Так и с общественным мнением. То оно поворачивается в добрую, а то в злую сторону, как при порывах ветра.

То же самое произошло и со СПИДом: что-то слышали, что-то видели, что-то читали, а что-то подумали и поделились думками с близкими и друзьями. И пошло-поехало – началась эпидемия страха, страха СПИДа. И уже никому не остановиться. А когда страшно, страшно до жути, то хочется бежать без оглядки или наоборот – атаковать источник страха.

Много лет назад в Польше, в одном маленьком поселке, произошла трагедия. Точнее, она произошла в 6 км от поселка, на хуторе, состоящем из одного дома. Но, узнав о том, что произошло, вы поймете, что это была трагедия даже не одного поселка, а всей Польши, прекрасной страны, где почти все население – христиане-католики.

А произошло следующее. Большая и известная во всей Польше общественная благотворительная организация “Монары” построила на этом хуторе дом, в котором поселились несколько молодых мам, католичек, со своими грудными детьми. Правда, мамы эти были не простые, да и детишки тоже. Все они были носителями ВИЧ-инфекции. Здесь, я считаю, самое время всем нам вспомнить, что СПИД – это болезнь, а ВИЧ – это только выявленный вирус иммунодефицита у человека, и станет ли этот вирус причиной заболевания конкретного человека СПИДом, или же все обойдется – это пока науке неизвестно.

Так вот, тихо, мирно и трудолюбиво жили на этом хуторе молодые мамы со своими детишками, жили и никому не мешали. Жили одной дружной семьей, зарабатывали на жизнь тяжелым сельскохозяйственным трудом, любили и воспитывали своих ребятишек. Никто не знал, что с ними и с их детьми. Но, увы, со временем информация все-таки просочилась. Местные христианские активисты в ужасе прибежали к своему ксендзу, чья главная забота – печься о своей пастве, и добродетельной, и грешной. Ксендз перепугался и, перепугавшись, на проповедях взбудоражил общественное мнение.

“Зараза” распространилась по поселку с быстротой молнии, и народ, ведомый этим католическим батюшкой, пошел в “крестовый поход против неверных” – несчастных мам с их детьми. Дойдя до их дома, одуревшая толпа орала и угрожала, затем в окна полетели камни, а потом и дом подожгли.

Остановимся на минутку, друзья. Не правда ли, как это похоже на еврейские погромы в прошлом или на поджоги цыганских поселений в настоящем. Слава Богу, в случае в Польше не дошло до смертоубийства невинных мам и младенцев. “Сжалилась” толпа, дала им возможность убежать. Видимо, Бог не позволил коллективному безумию восторжествовать. Видимо, остался хоть островок разума в беснующемся океане ненависти в душах этих верующих людей, последняя капелька совести в их сердцах.

Мрачная история, правда? Думаю, примеров достаточно для того, чтобы перейти к нашему третьему разделу, краткое содержание которого можно сформулировать следующим образом: к сожалению, обществу до сих пор свойственно порождать злые идеи, и идеи эти страшно заразительны. Заразившись ими, люди переживают сильный страх и ненависть ко всему, что связано со СПИДом, и в первую очередь – к больным и просто инфицированным людям (для большинства в обществе заразившиеся ВИЧ-инфекцией и больные СПИДом – одно и то же).

Кое-кто может меня спросить: скажите, к чему все это? Вы что, за проституцию, гомосексуализм и наркотики? Ведь, как всем известно, именно эти явления главные “поставщики” ВИЧ и СПИДа. Мы что, их любить должны? Может быть, нам в Пасху, Христов день, с ними целоваться прикажете?

На это я отвечу так. Во-первых, я против проституции и наркотиков. Во-вторых, быть “голубым” или обычным человеком – дело личного выбора каждого. Главное – не принуждать другого человека к этому. Принуждение – это насилие, а насилие – это уже статья Уголовного кодекса. В-третьих, любить ближнего – далеко не простое дело. Сердцу не прикажешь. Вполне можно обойтись и без поцелуев. Это дело вкуса, как говорится.

И далее продолжу. Давайте перестанем бояться того, чего бояться не нужно.

1. Бояться не нужно прикосновений таких людей и к таким людям.

2. Бояться не нужно выдыхаемого ими воздуха.

3. Не нужно бояться сидеть с ними за одним столом, пользоваться одной кастрюлей, одним чайником и т. п.

4. Давайте помнить, что эти болезни передаются только половым путем или через инъекции. И больше никак.

5. Давайте помнить, что наука движется вперед и в будущем этот вирус будет уничтожен.

6. Давайте вместо страхов вести здоровый образ жизни.

7. Давайте пользоваться при половых контактах с незнакомыми партнерами защитными средствами.

8. Давайте помнить, что ВИЧ – это не приговор.

9. Давайте помнить, что бывают обидные и случайные пути заражения ВИЧ. Например, при тяжелых операциях в результате переливания крови или кровезаменителей.

10. Давайте помнить, наконец, что все мы ходим под Богом и любому из нас грозит упасть на голову тот самый “кирпич”. Как говорят на Руси: “От сумы да от тюрьмы не зарекайся”.

Короче, выкидываем из головы страхи и изгоняем из головы и из души ненависть к этим несчастным людям. Все это заменяем на понимание и сострадание к ним. Ведь куда лучше быть человеком здравомыслящим и добросердечным, чем психопатом-параноиком и человеконенавистником.

Хочу отметить один отрадный факт во всей этой грустной истории. Человеческие страсти, о которых мы говорили, совершенно не свойственны цыганам. Их более чем тысячелетний инстинкт сохранения народа таких страшных вещей не допустит, а их горячие сердца всегда полны сострадания к ближнему.

Да, чуть не забыл. Недавно был День борьбы со СПИДом. Лучше бы объявили его Днем борьбы со страхом СПИДа и с человеческой глупостью.

Не надо бояться! Лучше вооружиться достоверной информацией о ВИЧ и СПИДе и не позволять себя запугивать. И еще важно быть терпимыми и милосердными к тем, кого постигло несчастье.

Здоровья вам и вашим близким!

Всегда ваш психолог,

И. С. Бердышев