23.07.2011

ЗДОРОВЬЕ: Пивной алкоголизм

В одной из пьес Алексея Арбузова главный герой, журналист, влетая жарким летним днем в редакцию, извещал коллег победным кличем: «Приобретена бутылка пива!» Далее по ходу пьесы бутылка 0,5 литра торжественно распивалась коллективом…

Тогда, во времена тотального дефицита, естественно, ни о каком «прокисшем», несвежем и так далее пиве никто и слыхом не слыхивал. Все раскупалось мгновенно, так что и в бутылочном пиве «химии» практически не было — а зачем, если все выпьют до того, как начнет портиться? Пиво в бутылках на прилавках не залеживалось, а пивная, где встречались слесарь дядя Вася и профессор Василий Вениаминович, в литературе живописалась неоднократно, да и кинематографом запечатлена. Кто-нибудь припомнит среди ее завсегдатаев женщин и подростков?

Между прочим, крепость пива в СССР в зависимости от сорта составляла от 1,5 до 6%. В самом популярном «Жигулевском» и «Московском» содержание алкоголя достигало 2,8% и 3,5% соответственно. Ну и, понятное дело, поправка на добросовестность того, кто непосредственно «сидел» на «пивной трубе»… Теперь все переменилось. Так что в пиве, называемом производителем «легким», теперь никак не меньше 4%, а некоторые сорта вплотную приблизились и даже обогнали сухие вина, достигнув 14%.

А что же содержится в пиве, кроме алкоголя? Например, кобальт. В соответствии с нынешней технологией он применяется в качестве стабилизатора пены. У любителей пива его содержание в сердечной мышце превышает норму в десятки раз, в результате чего развивается патология, названная немецким профессором Болингером «баварским пивным сердцем». За этим романтическим определением скрывается расширение полостей сердечной мышцы и утолщение ее стенок, некроз сердечных тканей, уменьшение митохондрий и пр.

Все тому же кобальту поклонники пенного напитка обязаны воспалительными процессами пищевода и желудка. Впрочем, не стоит пенять на один только кобальт. Есть у пива и другие «достоинства». Углекислый газ, содержащийся во внушительных по размеру пивных порциях при попадании в организм быстро переполняет кровеносные сосуды. А это прямая дорога к варикозному расширению вен и синдрому «капронового чулка», когда «пивное сердце» провисает, становится дряблым и плохо качает кровь.

И это далеко не все о чудодейственных способностях пива. Современная медицина считает одним из крупнейших своих достижений то, что научилась хирургическим путем изменять пол человека. Просто смешно! К чему такие сложности? Пиво при помощи солей тяжелых металлов, входящих в его состав, вызывает изменения в эндокринной системе нехирургическим путем.

При упорном, систематическом потреблении пива организм мужчины начинает выделять вещество, подавляющее выработку мужского полового гормона тестостерона. Одновременно начинают вырабатываться женские половые гормоны. И что мы видим? Таз расширяется, разрастаются грудные железы. У некоторых энтузиастов при надавливании на сосок даже выделяется молозиво. Каков, по вашему мнению, уровень сексуальной потенции такого «кормящего отца»?

В свою очередь, женщины, употребляющие пиво, гораздо чаще рискуют заболеть раком. В случае если пиво пьет кормящая мать, у ребенка вырастает риск эпилептических судорог. И, наконец, самый пикантный эффект — у «пивиц» грубеет голос и начинают расти пышные «пивные усы»…

Выход, вероятно, в том, чтобы оба партнера увлекались пивопитием в равной степени. Авось умная природа все уравновесит.

Калорийность волшебного напитка помогает бороться с нормальным весом и успешно набирать лишние килограммы: «пивной» животик гордо являет себя миру, не желая стыдливо утаивать свои жировые складки в недрах костюма. На фоне таких достижений диагноз «пальпируемая печень» кажется сущей безделицей. Равно как и нарушение функций спинного мозга, миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит, панкреатит, гастрит, невропатии, поражение зрительного и слухового анализаторов, гипертоническая болезнь, молочно-кислый ацидоз и гипонатриемия.

Как-то даже неловко говорить о том, что этот яркий букет заболеваний порождает «безвредное» пиво. Почему? Да потому, что в процессе брожения пиво сохраняет его побочные продукты, гораздо более ядовитые, чем сам алкоголь: альдегиды, сивушные масла, метанол, эфиры. Их содержание в десятки и сотни раз превышает уровень допустимой концентрации таких веществ в водке, полученной из спирта высокой очистки.

Но вам, дорогие читатели, это, безусловно, не грозит. Вы ведь никогда не пьете пива. Разве что бутылочку-другую, правда? Вам ведь не интересно, что исследования, проведенные учеными во многих странах, однозначно утверждают: при употреблении пива хронический алкоголизм развивается в 3–4 раза быстрее, чем при употреблении крепких алкогольных напитков.

Непонятно только, почему так ополчились против пива врачи-наркологи? С чего это они решили, что пиво — первый легальный наркотик, прокладывающий путь другим, более сильным нелегальным наркотическим средствам. Эти странные люди утверждают, что алкоголь является самым агрессивным из наркотиков, а пивной алкоголизм характеризуется особой жестокостью. Видите ли, этим и объясняется то, что обильные пивные возлияния кончаются драками, убийствами, насилием и грабежом.

Сегодня, четыре года спустя, мало кто помнит о событиях мая 2002 года, когда футбольные фанаты учинили погром на Манежной площади в Москве. Накачавшиеся пивом фаны устроили «широкомасштабные показательные избиения» соотечественников и граждан других стран, попутно громя машины и витрины магазинов. Выпускника одной из московских школ, случайно оказавшегося в пьяной толпе, забили до смерти. Нападения на представителей национальных меньшинств, студентов-африканцев и антифашистов в ту пору еще не были обязательной деталью нашей повседневной жизни, как и бутылка или банка пива в руках распоясавшихся хулиганов…

Неужели все то, о чем мы говорим, так ново и необычно? Отнюдь нет!

Еще в XIX веке в Англии было решено бороться с пьянством, заместив постепенно крепкие напитки элем, то есть пивом. Последствия были таковы, что спустя всего лишь несколько лет пришлось спешно отменять «пивной закон».

Буквально полтора-два десятка лет тому назад в развитых странах, исторически славящихся традицией пивоварения, возникло мощное движение по возрождению «истинного» пива — того самого напитка, который является результатом естественного процесса брожения. Многочисленные «малые» пивоварни, производящие не миллионы, а всего лишь сотни гекалитров напитка, который не подвергается пастеризации и не содержит консервантов, стали завоевывать все большую долю рынка. Их продукция не подлежит длительному хранению и транспортировке и потребляется в местах производства.

В то же самое время у нас в стране началась активная реконструкция старых и бурное строительство новых пивоваренных заводов. Пива, которое было почти синонимом свободомыслия в позднюю советскую эпоху, у нас теперь столько, что главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявляет: «Не СПИД, не туберкулез погубят Россию, а “пивной алкоголизм” среди юного поколения».

Как показали опросы, уже 48% первоклассников употребляли алкогольные напитки, что в 12 раз превосходит показатели 10–12-летней давности.

Вслед за господином Онищенко приходится констатировать: сегодня рост потребления пива в нашей стране происходит главным образом «за счет подростков и женщин детородного возраста».