26.06.2012

Проблема дискриминации цыган в Белгороде

 Дискриминация цыган в Белгородской области, пожалуй, проявляется так же, как и в других регионах России. Антицыганизм распространен среди тех людей, которые негативно настроены вообще к любым иным национальностям, кроме русских, но когда в их поле зрения попадают цыгане с их «непохожестью», национальной индивидуальностью, своеобразным укладом жизни и традициями, то в них раздражает все: они, мол, шумят, не так одеваются, нарушают порядок и правила застройки участков, и заборов-то у них нет, и дети ведут себя не так.

В Белгороде притеснения цыган начались давно. На памяти случаи, когда в середине девяностых ОМОН хватал располагавшихся на берегах рек цыган со всем имуществом и вывозил на российско-украинскую границу, избивая при этом мужчин и женщин. Таких вопиющих нарушений в последние годы нет, но до идеала еще далеко.

Так, летом 2011 года цыганское поселение в районе Болховец, насчитывающее около 30 человек, подверглось дискриминации, организованной сотрудниками полиции. Они, будучи недовольными расположением цыганского табора на их территории, создали некую инициативную группу, которая начала писать жалобы в различные инстанции: в администрацию Белгорода (на незаконное строительство домов, отсутствие забора и самозахват земли), в полицию (на нарушение общественного порядка), в санэпидемстанцию (на нарушение санитарных норм), в комитет по управлению округом (на наличие мусора), в Белгородэнерго (на самовольное подключение к электросетям).

У тихого цыганского поселения, которое десятилетиями жило дружно с соседями и местной властью, началась невыносимая жизнь. Первыми нагрянули полицейские. Подъехав ранним утром на десятке автомобилей с сиренами, они окружили поселение, начали врываться в дома и обыскивать их на наличие наркотиков. Приехавшие вместе с ними сотрудники ФМС начали проверять документы и тут же составлять протоколы за нарушение регистрации и отсутствие документов. Людей выгоняли на улицу вместе с детьми, стоял плач и крик.

Несмотря на внезапность рейда, одному из жителей удалось позвонить мне, и я сразу же выехал в табор. Прибыв на место я сразу же прекратил незаконные действия полиции, стал выяснять причину рейда. Мне пояснили, что поступила жалоба о том, что в таборе, якобы, торгуют наркотиками. После моего вмешательства сотрудники полиции практически сразу уехали, не составив ни одного протокола. Удалось убедить и сотрудников ФМС в том, что нарушения будут устранены.

Однако на этом дело не кончилось — наоборот, ситуация накалялась. В поселение начали приезжать различные комиссии и проводить проверки, составлять акты. Мне удалось узнать, что поводом к этому были жалобы в администрацию. С представителями поселения мы обратились на прием к руководителю, ведающему вопросами землепользования и строительства, после чего удалось направить ситуацию в правовое русло. По поводу самозахвата земли — мы попросили время для межевания и оформления документов; установили забор — претензии были сняты; убрали мусор, а администрация установила мусорные баки. В администрации я узнал, что жалоба на цыган поступила от всех жителей улицы, однако, начав детально разбираться, я выяснил, что большинство жителей улицы не подписывало жалобу, а подписи сфальсифицированы. Об этом я немедленно сообщил в администрацию, представители которой приехали и лично узнали об этом от жителей улицы.

Это был переломный момент конфликта. После моей жалобы в прокуратуру Белгорода на неправомерные действия полиции случаи необоснованных задержаний цыган из Болховца практически прекратились, рейды в табор больше не осуществлялись. Посещение поселения участковым уполномоченным стали носить плановый характер. В настоящее время завершается оформление документов на земельные участки, проводится работа по оформлению паспортов, свидетельств о рождении детей.

Другая проблема возникла в поселении Шишино, что в Белгородском районе, где проживает около 80 человек. После моего вмешательства перестали задерживать цыган из Болховца, но переключились на цыган из Шишино — полиции надо было выполнять «план».

Так, начиная с ноября 2011 года на протяжении длительного времени сотрудники полиции, действуя по приказу руководства УМВД России по Белгороду, задерживали граждан цыганской национальности без каких-либо оснований, доставляли мужчин, женщин и детей в отделения полиции для проверки, дактилоскопирования и фотографирования.

В результате таких незаконных действий законопослушные жители поселения Шишино стали жертвами полицейского произвола: они задерживаются на рынках, в поликлиниках, больницах, на вокзалах. В отделениях полиции их незаконно держат от 4 до 12 часов, подвергают унижениям, оскорблениям, физическому насилию. Они содержатся без пищи и воды, их по несколько раз дактилоскопируют и фотографируют. При этом сотрудники полиции пытаются обвинить их в совершении несуществующих правонарушений и преступлений, которые они не совершали.

В качестве реагирования на этот произвол мною была подана жалоба в Прокуратуру и УВД Белгорода. Я указал, что данные факты — это проявление дискриминации, а «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» — противоречит Конституции Российской Федерации, ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года.

По фактам необоснованных задержаний были проведены проверки, Прокуратурой Белгорода было вынесено представление в УМВД РФ по Белгороду о недопущении произвола и дискриминации цыган по национальному признаку.

В настоящее время ситуация в поселении Шишино стабилизируется, однако проблемы все еще остаются. Это вызвано как предвзятым отношением полиции к цыганам, так и иногда поведением самих цыган: бывая на рынках, женщины часто предлагают «погадать», некоторые дети все еще попрошайничают, есть случаи мелких краж и нарушений общественного порядка, правил дорожного движения. Но, учитывая массовую необразованность и порой неграмотность цыган, очень сложно вести среди них разъяснительную и просветительскую деятельность. Ведь инстинктивно их мысли и действия в основном направлены на «выживание»: цыганские мужчины все время заняты зарабатыванием каких-либо средств, чтобы прокормить семьи, а цыганские женщины, как правило, имеющие много детей, заняты бытом. По мере повышения правовой грамотности и общего образовательного уровня, думаю, проблем станет меньше. Поэтому моя первая задача — снять напряженность, разрешить острый конфликт вокруг поселения, а вторая и очень важная — именно разъяснительная работа по повышению правовой грамотности, правильному отношению к институтам власти, поведению в обществе.

Адвокат С.Б.Малановский