07.11.2012

Зубротерапия

Вот уже много лет мы устраиваем детям из компактного цыганского поселка в Пери Ленинградской области экскурсии в Санкт-Петербург, где дети посещают театры и музеи, знакомятся с историей и культурой города. За эти годы цыганские родители научились доверять нашим сотрудникам и волонтерам. Поэтому, когда представилась возможность, мы решили организовать свой летний лагерь для цыганских детей из табора. Но возник вопрос: где? Как нельзя кстати оказался известный в Петербурге и области частный досуговый центр, расположенный в непосредственной близости от Токсовского зубропитомника и всего в 15 минутах езды от табора.

Зубропитомник, огражденный массивным забором, находится на большом лугу. Через лесную дорогу от него располагаются конюшня, кафе, детский зооуголок, детский «альпинистский» тренажерный комплекс, несколько симпатичных беседок и маленький деревенский домик. Именно там было решено сделать лагерь.

Дело было в последние две недели июля. Утром каждого дня автобус привозил детей из табора в лагерь. В 5 вечера все заканчивалось и детей увозили домой. За это время с детьми проводились разнообразные мероприятия, они обедали и полдничали.

Идея лагеря заключалась в синтезе развлечений и импровизированной летней школы для учащихся младших классов Осельковской средней школы, куда ходят таборные дети. В осуществлении этого проекта, помимо наших сотрудников, участвовали российские и иностранные волонтеры. В первую смену пригласили детей из 1-го и 2-го классов, во вторую — из 3-го и 4-го. Поскольку это был для нас новый опыт, очень важно провести оценку того, что было изначально задумано.

Первая неделя прошла в суровых условиях дождливой погоды. Тем не менее, опасения, отпустят ли цыганские мамы детей в лагерь или нет, к счастью, не оправдались. Дети приезжали во все дождливые дни и делали это с большим удовольствием. С первых дней нам очень помогал женский актив табора. Несколько мам по очереди подключались к работе с ребятишками, в особенности известная активистка Эльза Михай, которая участвовала в лагере всю первую смену. Вели себя цыганские дети идеально. Всем многочисленным посетителям комплекса, среди которых было много благополучных питерских родителей со своими детьми, и его персоналу наши ребята запомнились как благовоспитанные мальчики и девочки. Все мы неоднократно слышали комплименты в их адрес — какие это культурные и воспитанные дети, всегда улыбчивые, доброжелательные, всегда благодарят и здороваются.

Важная роль принадлежала волонтерам. Харитон Симон учится на социального педагога, работает по специальности в Печорском детском доме в Псковской области. Сулейман Янополь сам живет в цыганском поселке в Новгородской области, учится в 11классе Сябреницкой школы и собирается стать детским врачом. И, наконец, Самик Самиков, 15-летний ученик лицея в Санкт-Петербурге. Он сразу настолько органично влился в детское цыганское сообщество, что дети приняли его за своего и никак не хотели верить, что он узбек, а не цыган. Самик всегда был с ними, каждую минуту, при этом он никогда не уставал, не злился, если его подопечные заигрывались настолько, что «роняли» его на траву. При этом куча-мала случалась довольно часто.

Если развлекательная часть лагерной жизни стала здорово получаться с первых дней, то с обучающей программой дело обстояло значительно хуже. Дети с удовольствием наблюдали за зубрами, с интересом слушали взрослых, рассказывающих о жизни этих животных. Умилялись, общаясь с домашними животными в маленьком зооуголке. Радостно катались на пони, преодолевали детскую полосу препятствий и, конечно, играли в футбол, если позволяла погода. Однако, как только дождь их загонял в беседку или домик, они, можно сказать, немного скисали: начинали быстро уставать, теряли интерес даже к таким популярным детским досуговым занятиям, как рисование. Общий недостаток творческой игровой культуры мешал даже банальным самодеятельным занятиям типа пения или танцев. Дети очень стеснялись, были скованными. Пригласить на импровизированную сцену потанцевать или попеть удалось лишь нескольких человек. Не помог даже личный пример цыганских мам. На этом фоне достаточно ярко прошло мероприятие с нашими друзьями-капоэйристами. Им на все сто процентов удалось завлечь детей в свои зажигательные спортивно-борцовские и одновременно танцевальные ритмы.

А когда дело доходило до образовательной программы, то все получалось еще труднее, несмотря на искреннее желание наших волонтеров сделать эти занятия привлекательными. Они предлагали детям популярные викторины для дошкольников и младших школьников, простые логические, арифметические и речевые задания. Но цыганские дети справлялись с ними плохо, причем уровень знаний и школьной подготовки учеников 3-4-х классов оказался даже ниже, чем у их младших товарищей.

Здесь, возможно, кто-то скажет, что вообще не стоило планировать какие-то образовательные часы. Мол, лето, пусть дети отдохнут. Но в ответ я могу возразить, что, к сожалению, с цыганскими детьми некому заниматься летом, закрепляя полученные за учебный год знания. Да и уровень этих знаний, как мы с грустью убедились, оказался чрезвычайно низким.

Когда лагерь заканчивался, всем было грустно. Дети и мамы не могли поверить, что завтра не надо рано вставать, чтобы не пропустить автобус в лагерь.

Илья Бердышев