23.03.2013

Волонтерская работа с цыганскими детьми в Чудово

Я – волонтерка из Германии, работаю с цыганскими детьми в Чудовской начальной школе вместе с Сулейманом Янополем. Мы стараемся подготовить маленьких детей к обучению в 1-м классе – учим их рисовать, раскрашивать, знакомим с алфавитом. Еще мы занимаемся в спортзале – детям это очень нравится, особенно они любят соревноваться, кто дольше крутит хулахуп.

Когда я первый раз оказалась в Чудово, я чувствовала себя немного неловко: мне казалось, что все жителя табора меня с любопытством рассматривают, – ведь я не только не цыганка, а еще и иностранка, что сразу понятно по моему акценту, даже по первому слову «Привет!». Но Сулейман, который здесь живет, познакомил меня с детьми, так что это помогло мне быстро освоиться. Семья Янополь очень гостеприимная, они всегда меня угощают, особенно я люблю «цыганский чай» с яблоками. Вообще, все, кого я встречаю, с интересом разговаривают с немецкой волонтеркой, которая раз в неделю помогает в школе. Я очень стараюсь понимать собеседников и отвечать на их вопросы. Это не так легко, потому что я не очень хорошо говорю по-русски и не всегда могу отличить, когда жители поселка говорят по-цыгански друг с другом и когда со мной по-русски.

Вообще, жизнь в таборе никогда не кажется скучной. Все постоянно заходят друг к другу, дома открыты, везде много людей. Это создает впечатление, что они одна большая дружная семья, да это так и есть – почти все родственники, близкие или дальние. Независимо от того, как выглядит дом снаружи, – большой и новый или старый, с богатым убранством или почти пустой – внутри вас встретят гостеприимные люди, которые очень приветливо держатся со мной, иностранкой, которая почти не говорит на их языке. Честно говоря, я пока знаю единственное цыганское слово «ив», которое значит «снег». Когда я спросила Сулеймана, как сказать «привет», он ответил очень длинной непонятной фразой (при встрече цыгане желают друг другу счастья и здоровья), так что мое обучение цыганскому языку быстро закончилось. В цыганских обычаях я тоже стараюсь разобраться. Например, Сулейман мне объяснил, что женщины носят платок на голове как символ того, что они замужем. Тогда я спросила: «А как можно по одежде узнать, что мужчина женатый?» На это Сулейман улыбнулся и сказал, что это очень легко можно увидеть: женатые ходят по-другому. Распознавать это я до сих пор не научилась…

В Чудово мне очень нравится, я здесь быстро освоилась – наверное, потому, что это не первый табор, в котором я была. Раньше я работала в Пери, но там школа находится далеко (дети ездят на автобусе) и атмосфера в ней не очень приятная – преподавательницы много кричат на уроках. Их отчасти можно понять, но все же дети имеют право быть шумными и непоседливыми. Там я поняла, что в отношениях цыган и русских много проблем, много предубеждений.

Часто говорят, что с детьми всегда можно поладить и что даже необязательно знать язык. Это, конечно, заблуждение: мне, с моим знанием русского, пока трудновато, особенно если иметь в виду, что цыганские дети очень эмоциональные и шумные. Чудовским ученикам очень повезло, что с ними занимается Сулейман: он сам цыган и свободно говорит и по-русски, и по-цыгански. Ребята относятся к нему с большим уважением. Конечно, не обходится без шума и беспорядка, но на то они и дети.

Я горжусь тем, что преподаю в «цыганской школе», хотя иногда те, кому я рассказываю о своей работе, смотрят на меня как на сумасшедшую. А я, в ответ на их предвзятое отношение к цыганам, честно рассказываю, с какими хорошими людьми я встретилась в таборе и как мне нравится там бывать. Конечно, многое в таборной жизни для меня странно. Мне 20 лет, и если бы я была цыганкой, у меня, скорее всего, уже был бы муж и не один ребенок. Иногда мне жаль цыганских детей, у которых взрослая жизнь, с ее проблемами и ответственностью, начинается очень рано. Но все же некоторые из них пытаются идти своим путем: например, Сулейман хочет учиться в университете, как и его старший брат.

Самое главное, что я поняла, занимаясь с детьми в разных «цыганских школах», это то, что люди не такие уж и разные: мы все хотим жить, любить, быть счастливыми, и это не зависит от национальности, истории или цвета глаз.

Юлия Фридрих