Размышления психолога о пользе и доступности культурно-досуговых учреждений для детей-мигрантов
Несколько лет тому назад, когда мы только начинали осуществлять культурные мероприятия с детьми из цыганского табора в Пери (Ленинградская область), мне довелось возить тогдашних школьников в цирк. Для цыганских детей, их родителей и учителей эта поездка была долгожданным подарком. Никто из цыганских детей раньше не был в цирке, и о нем они имели самое смутное представление. Учителя, как могли, подготовили их к поездке, рассказали и о правилах поведения в цирке. И вот этот день настал. Предвкушая представление, мы стали рассаживаться по своим местам – к сожалению, нам тогда достался лишь последний ряд. Я сидел рядом с кабинкой осветителю. Примерно через пять минут оттуда вышел интеллигентного вида мужчина, присел возле меня и тихо сказал: «Простите меня, хочу вас спросить. Это кто? Это цыгане?». Я, не чувствуя подвоха, искренне ему ответил, что да, это цыганские дети. Что у нас культурная программа. Сейчас это цирк, и это здорово! «Дяденька» в ответ застыл, потом побледнел и парировал: «А зачем? Зачем будущих воров и наркоманов к культуре приобщать?». Этому представителю «культурного цеха» я тогда ответил жестко-психологически. Мол, уважаемый товарищ осветитель, возможно, вы облучились от вашей осветительной аппаратуры, и в связи с этим у вас возникли проблемы с головой. Сказав это, я вернулся к детям, а «дяденька» проводил меня сочувственным взглядом, полагая, что это у меня проблемы с головой.
Теперь часто говорят о том, что инокультурные люди должны знать русскую культуру, если «они хотят жить с нами». Соответственно должны быть структуры, а главное люди, которые искренне хотят работать на ниве культурного просвещения, работать от души и профессионально. И каждый раз, когда я слышу пламенные речи на тему «окультуривания» мигрантов, я невольно вспоминаю тот случай в цирке, хотя потом цыганских детей везде принимали хорошо, где бы они ни были – в музеях, театрах или на экскурсиях. Если кто-то из «служителей культуры» на детей-россиян реагирует негативно, то можно себе представить, насколько надо быть мотивированным на работу с детьми-мигрантами.
Культурно-досуговыми учреждениями для детей-мигрантов, в которых работают профессионалы и очень хорошие люди, нужно пользоваться. Любая полезная досуговая деятельность для детей-мигрантов – это расширение их жизненного горизонта. Ведь большинство из них, особенно тех, кто не учится в школе, ограничены домашним кругом и местом работы родителей. Им нужны новые контакты с новыми людьми – детьми и взрослыми, понимание правил поведения и особенностей менталитета россиян, и самое главное – постоянное погружение в языковую среду, без которой, как ни крутись, не обойтись тем, кто планирует надолго остаться в новой для себя стране.
Что самое, с точки зрения психологии, главное в интеграции мигрантов в социум нашей культурной столицы? Ответ – постоянное и эффективное преодоление чувства инакости: они и мы, россияне и мигранты, мусульмане и православные. И поэтому для детей-мигрантов полезный досуг – очень хорошая лаборатория, площадка, арена для такой психологической работы. В отличие от школы, где все по режиму (от звонка до звонка) и во многом формально, – в местах полезного досуга все естественнее, все неформальное. Значит, у детей – мигрантов снижается настороженность, они меньше ждут подвоха, открывают свою искренность для других.
Что же в реальности предлагает наш город детям-мигрантам в качестве полезного досуга? Кружки и спортивные секции (иногда бесплатные) при школах или в подростковых клубах, военно-патриотическая работа в школах (несколько модифицированная в наше время игра «Зарница», ее минус – военизированность, плюс – поездки на соревнования).
В последние годы в ряде районных центров социального обслуживания населения появились отделы работы с семьями мигрантов. Однако посетителей, особенно постоянных и из числа несовершеннолетних, в них мало. Есть и негосударственные клубы, но из-за проблем спонсорского финансирования их становится все меньше. Мне вспоминается опыт проекта «Юные живописцы», который несколько лет подряд реализовывался на базе некогда существовавшего негосударственного клуба «К9С» в Центральном районе Санкт-Петербурга для двадцати азербайджанских детей 9-12 лет. Они рисовали, устраивали выставки своих рисунков, ходили бесплатно в Эрмитаж, Русский музей, пили чай с печеньем. Правда, было слабовато с интеграцией.
По нашим наблюдениям, педагоги таких кружков, как правило, открыты и доброжелательны к детям-мигрантам, а есть среди них и настоящие энтузиасты. Обстановка в самих клубах тоже обычно спокойная. Конечно, возникают временами естественные, ожидаемые единичные конфликты между детьми, но все они носят в итоге бытовой характер, хотя их источником становится иногда разное понимание некоторых норм культуры. Так, в одном из негосударственных клубов в Адмиралтейском районе поссорились два друга-подростка. Русский мальчик по незнанию предложил своему таджикскому другу бутерброд с ветчиной, тот болезненно отреагировал. Русский мальчик узнал, что религия не позволяет его другу есть ветчину, назвал религию глупой. Возникла было драка, но конфликт удалось быстро погасить. Я и мой коллега Андрей провели в этом клубе занятие для всех детей и рассказали о бытовых культурных различиях двух народов.
Впрочем, пока в подростковых клубах, кружках и секциях занимается не так уж много детей-мигрантов, нет их и в известных творческих студиях нашего города. Не видно и нескончаемых потоков юных мигрантов в Русском музее и Эрмитаже, в этнографических музеях. Уже год мы ищем (и не находим) детские учреждения, которым понравилась бы наша идея организовать любительский театр с участием детей-мигрантов и русскоязычных детей.
И, тем не менее, я призываю детей-мигрантов и их родителей смело посещать доступные учреждения и находить себе дело по душе. Не стесняться своего несовершенного русского языка, незнания наших традиций. Не бояться сделать первый шаг навстречу к дружбе. Главное – почувствовать себя уверенно, быть самими собой и открываться тому новому, что вам и вашим детям может подарить наш замечательный город.
Ваш психолог
Илья Бердышев