08.02.2014

Правительство РФ признало нарушение ст. 3 ЕКПЧ (неприемлемость условий содержания в ЦСИГ) и п.4 ст 5 ЕКПЧ (нарушение права узников ЦСИГ на судебный контроль содержания под стражей)

АДЦ “Мемориал” в сотрудничестве с адвокатами Цейтлиной и Серовым ведет постоянную работу по защите прав заключенных Центра содержания иностранных граждан (ЦСИГ) в Санкт-Петербурге. В этом центре, ничем не отличающемся от тюрьмы, иной раз годами томятся люди, не виновные ни в чем, кроме того, что у них было выявлено некое нарушение правил пребывания иностранцев в РФ – это может быть просроченная виза, а может быть и просто отсутствие медицинского полиса.

Среди сотен узников-иностранцев нередко встречаются и лица без гражданства (ЛБГ). АДЦ “Мемориал” не раз привлекал внимание властей к недопустимости содержания ЛБГ с таких центрах, так как единственной причиной нахождения в этой “тюрьме для иностранцев” считается необходимость выдворения граждан иных государств на родину, а ЛБГ выдворять некуда – они везде будут ЛБГ. АДЦ “Мемориал” призывает не только немедленно освобождать таких заключенных ЦСИГ, но и способствовать получению ими документов в РФ, потому что просто выпускать людей на улицу, где их можно немедленно задержать снова, не только негуманно, но и крайне неэффективно.

Значительным успехом в деле защиты прав ЛБГ стало признанием правительством Российской Федерации нарушения ст. 3 ЕКПЧ (неприемлемость условий содержания в ЦСИГ) и п.4 ст. 5 ЕКПЧ в деле “Ким против РФ” по жалобе № 44260/13 адвокатов Цейтлиной и Серова, поданной в Европейский суд при поддержке АДЦ “Мемориал”. Признав нарушение статьи 3 ЕКПЧ, Россия подтвердила, что условия содержания в Петербургском (новом, специально открытом  Центре, где условия гораздо лучше, чем в других регионах) не соответствуют гарантиям ст.3 Конвенции ( Р.А. Ким жаловался на отсутствие прогулок (не более 1-2 раза в месяц в тюремном дворике), скудность питания (низкосортное и некачественное мясо, отсутствие овощей и фруктов), отсутствие в камере радиоточки и телевизора, книг и газет, запрет на пользование телефоном, ввиду чего заключенные находятся в полной информационной изоляции; предоставление свиданий только по разрешению инспектора, исключительно с близкими родственниками, на короткое время в комнате, предназначенной одновременно для досмотра заключенных, в связи с чем адвокатам и родственникам не хватает мест для сидения при общении, при этом в помещении отсутствует естественное освещение и вентиляция.

Еще более важным достижением представляется признание властями РФ нарушения п.4 ст. 5 ЕКПЧ – то есть системной проблемы отсутствия периодического судебного контроля за фактическим содержанием людей под стражей и отсутствие процессуальной возможности обжаловать содержание в Центре по истечению определенного времени, что приводит к  невозможности прекращения заточения в центре, даже если выдворение неосуществимо, так как узник –  лицо без гражданства (ранее аналогичные нарушения были признаны РФ в деле “Лакатош против России”, но, кроме выплаты заявителям компенсации, никаких мер по разрешению системной проблемы законодательства и практики принято не было).
Таким образом, признание нарушения п. 4 ст. 5 Конвенции касается всех заключенных Центра, поскольку нарушается право каждого, лишенного свободы в результате ареста или заключения под стражу, на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение по решению суда.
Лицо без гражданства Роман Анатольевич Ким был задержан 9 июля 2011 года в г. Сестрорецке Курортного района г. Санкт-Петербурга за отсутствие документов, удостоверяющих личность, сотрудниками ФМС был составлен протокол о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ (<<нарушение режима пребывания в РФ>>). 19 июля 2011 года было вынесено постановление, согласно которому заявитель был признан виновным в нарушении режима пребывания в РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей, а также дополнительному наказанию в виде выдворения за пределы РФ. До выдворения (без указания срока его исполнения) Ким Р.А. был помещен в ЦСИГ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. На многочисленные запросы адвоката относительно мер, предпринимаемых для выдворения Р.А. Кима ни одно из ведомств (УФМС, УФССП, ЦСИГ) не дало ответ. После полутора лет содержания в ЦСИГе в январе 2013 года УФМС направило запрос в Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации, откуда 5 февраля 2013 года был получен ответ о невозможности оформления свидетельства на возвращение Р.А. Кима в Республику Узбекистан. Несмотря на подтверждение невозможности выдворения Р.А. Кима, суды (по месту содержания и по месту вынесения первоначального решения) отказали в рассмотрении жалобы, поданной с учетом новых фактов, а Р.А. Ким, при отсутствии законных оснований, содержался в ЦСИГе до 23 июля 2013 года, то есть пробыл там более 2-х лет.
В своем ответе Правительство указало, что условия содержания в ЦСИГ ГУ МВД по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области не в полной мере соответствуют требованиям ст. 3 Конвенции о защите прав человека, запрещающую пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание.

Важным видится признание Правительством РФ нарушения п.4 ст 5 –  отсутствия возможности прекратить содержание в ЦСИГ даже в том случае, когда невозможность осуществления выдворения лица, находящегося в ЦСИГ очевидна.

 

this post is also available in: Английский