В сентябре 2017 года гражданин Узбекистана К. был задержан в Санкт-Петербурге за то, что у него не было при себе документов, – сотрудники полиции инкриминировали ему нарушение ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ за превышение срока пребывания на территории РФ. В суде неквалифицированный переводчик перевел слова К. неправильно, поэтому объяснить, что все необходимые документы у него есть, не удалось. В результате К. был приговорен к штрафу с административным выдворением и лишен свободы в ЦВСИГ.
Уже через месяц это решение было обжаловано адвокатом Ольгой Цейтлиной при поддержке АДЦ «Мемориал». Были выявлены нарушения при составлении протокола, было доказано наличие у К. всех необходимых документов, подтверждающих законность его нахождения на территории РФ, а также подтверждено, что при вынесении решения судом первой инстанции не были учтены требования КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном расследовании всех обстоятельств дела. Суд второй инстанции отменил решение о выдворении К. и освободил его из ЦВСИГ.
К. подал документы для оформления патента, чтобы продолжить трудовую деятельность в России, однако, прождав пять месяцев, так и не получил его. Оказалось, что в тот же день суд первой инстанции вынес еще одно решение, – о нарушении ст.18.10.2 КоАП (незаконная трудовая деятельность). О втором решении суда К. не знал, на руки его не получал, адвокат, таким образом, не могла его обжаловать. Это далеко не первый случай, когда по одному и тому же делу в отношении трудовых мигрантов суды выносят два разных решения, не уведомляя об этом подсудимых и не выдавая им решение суда на руки. Даже если одно решение успешно обжалуется, второе продолжает действовать, угрожая мигрантам выдворением и лишением свободы в ЦВСИГ.
Находясь фактически на нелегальном положении и опасаясь вновь быть осужденным и помещенным в ЦВСИГ, К. принял решение уехать на родину, не получив никакого возмещения потраченных на патент средств.
Таким образом, К., как и многие другие мигранты, стал жертвой и полицейского, и судебного произвола. Его жизненные планы были нарушены, он потерял значительную сумму и несколько месяцев в ожидании патента. Практика судов по вынесению двух разных решений по одному и тому же делу, без надлежащего уведомления обвиняемого, должна быть немедленно прекращена.