Стефания Кулаева отвечает на вопросы о предложении ввести в России платное образование для детей иностранцев:
Ну, что касается платного образования, то инициатива пока совершенно непроработанная, и мне кажется очень маловероятным, чтобы законопроект в этой форме мог быть принят. Потому что смысла в нём никакого нет. Платное образование и так существует как возможность. Сейчас в Российской Федерации есть масса платных школ. Его невозможно сделать обязательным. Другое дело – это полный запрет бесплатного образования для, допустим, неграждан. Что значит “мигранты”? В российском законе такого определения нет. Это неграждане. Запрет бесплатного образования негражданам будет противоречить и Конституции Российской Федерации и Конвенции ООН по правам ребёнка. Россия – член Конвенции ООН по правам ребёнка и отчитывается в Комитет ООН по правам ребёнка о ее соблюдении, включая закон об образовании, который тоже говорит о полном запрете дискриминации, о праве каждого ребёнка на полное начальное среднее образование. Поэтому запретить бесплатное образование современные нормы по правам ребёнка не позволяют.
Я согласна с вами, что всё это носит характер какой-то демагогии ксенофобного характера. Очередной повод поговорить о том, что есть какие-то проблемы, которые создаются миграционными обстоятельствами людей, которые приехали на работу. И совершенно неправда, что детей мигрантов становится больше. В последние годы их, как и вообще трудовых мигрантов в России, становится меньше. Речь идёт сейчас о чуть более полумиллиона на всю страну по статистике МВД, 600 с чем-то тысяч детей школьного возраста. Из них учится треть в школах. Наоборот, все страны, принимающие иностранцев, любых беженцев, трудовых мигрантов, стремятся в первую очередь добиться того, чтобы люди учили язык и чтобы их дети ходили в школы. Поэтому это абсурдная, бессмысленная инициатива, которая, звучит как очередное перенаправление озабоченности общества на такую группу, уязвимую к дискриминации и незащищённую в российских условиях.
Совершенно непонятно из даже каких-то совершенно простых экономических цинично-рациональных соображений, зачем ограничивать количество грамотных детей и создавать рост безграмотности, невладения русским языком среди некоторого процента населения.
А сталкиваются ли по вашей информации дети мигрантов в российской школе с дискриминацией? Российских учителей в разных регионах страны уже обязывают наблюдать во время нового учебного года за поведениями, за высказываниями детей другого, чем российское, происхождение.
Применяются дополнительные меры слежки, как онлайн, так и напрямую, за поведением детей, которые приехали в Россию с Украины. Понятно, что пытаются перенести эту практику, уже вполне сложившуюся, и на других иностранцев. Когда-то, я напомню, была история слежки за грузинскими детьми, когда от школ потребовали, чтобы они выслали в МВД все фамилии, которые звучат как грузинские фамилии. Таким образом могли вычислить, какие дети имеют грузинское происхождение. Такого рода ксенофобная политика периодически вспыхивает в Российской Федерации. Ну а сейчас, я бы сказала, что такую политику, к сожалению, уже не сдерживает ничто. Не соблюдаются нормы ООН: Россия всё ещё член разных конвенций, но уже всё больше ими пренебрегает, в том числе, и Конвенцией по правам ребёнка и рекомендациями Комитета ООН по правам ребёнка, который каждый раз обращает внимание на дискриминацию детей мигрантов. Он в этом году сделал отдельный блок рекомендаций, касающихся детей из Украины. Но всё это сейчас, к сожалению, игнорируется, и создаются совсем другие условия, чем те, которые положены детям в образовательных учреждениях.
Преступности в этой среде не больше, чем у других категорий населения. В каких-то областях даже меньше. И не раз уже статистика, озвучиваемая разными любителями мигрантофобии, расходилась с реальными данными, которые есть у прокуроров, полиции и так далее. И, конечно, нет никакой особой необходимости усиливать контроль в этой сфере. Это просто очередной виток мигрантофобии демагогического характера.