Яна Таннагашева, активистка Международного Комитета коренных народов России (ICIPR) на вебинаре «Права коренных народов: международное и российское законодательство и институты» рассказывает об усилении участия коренных народов в структуре ООН и о механизмах ООН, работающих в целях защиты прав коренных народов.
Сегодня существует такой орган – Indigenous Coordinating Body (ICB) – Координационный орган коренных народов. Цель которого – создание нового и отдельного статуса для коренных народов в системе ООН. В этот координационный орган входят представители коренных народов из семи социокультурных регионов: Африка; Арктика; Азия; Латинская Америка; Центральная Америка и Карибские острова; Пацифик – Тихоокеанский регион. И наш регион – Восточная Европа, Российская Федерация, Центральная Азия и Закавказье. Мы, как представители коренных народов России, представляем этот регион. В данный координационный орган входят и представители нашего региона. Основным представителем является Дарья Егерева – представитель селькупов. Я являюсь альтернативным членом.
С чего же началась история коренных народов в работе в ООН?
В 1923 году представитель народа хауденосауни (племена ирокезов) Дескахе (но все еще более распространенный перевод с англизированного варианта его имени Deskaheh – Дескахех) приехал в Женеву, чтобы поведать о нарушениях прав своих народов со стороны властей Канады. (Несмотря на отказ Лиги наций принять его петицию, он в течение 18 месяцев ездил с выступлениями по крупным городах Швейцарии и его выступления стали началом развития прав коренных народов на международном уровне). За несколько месяцев до своей смерти, в 1925 году он выступил с речью по радио в Рочестере, штат Нью-Йорк:
«Это история могавков, история онайда, история кайюга (я сам из народа кайюга), это история онондога, сенеков и тускараров – это все ирокезы(хауденосауни).
Расскажите её тем, кто до сих пор не слышал. Возможно, меня попытаются остановить и не дадут рассказать всё. Но даже если меня не пустят повторить этот рассказ, я надеюсь, что он не пропадёт. Я уже рассказал его тысячам слушателей в Европе — он вошёл в записи, ваши дети смогут прочитать его, даже если меня уже не будет в живых или я окажусь в тюрьме за то, что посмел говорить правду. Я рассказывал эту историю в Швейцарии — в маленькой Швейцарии есть свобода слова. Там можно говорить правду публично, даже если некоторым великим людям это неудобно.
Этот рассказ идёт прямо от Дескахех — одного из вождей кайюг. Я — представитель Совета Лиги шести наций, лиги, старейшей от ныне существующей Лиги Наций. Её основал Хайавата. Эта лига всё ещё жива и делает всё возможное, чтобы отстаивать права ирокезов жить по своим законам на тех небольших землях, что у них ещё остались, поклоняться своему Великому Духу так, как им нравится, и пользоваться правами, которые им принадлежат не менее, чем права белого человека принадлежат белым».
Дескахе, Сэру Д.Э. Драммонду, Генеральному секретарю Лиги Наций от 6 августа 1923 года. Текст также известен под названием “Призыв к справедливости от вождя краснокожих” (“The Red Man’s Appeal For Justice “).

И это был самый первый представитель, который принял участие в ООН – тогда Лиге Наций. Через несколько лет туда приехал и представитель народа маори.
С этого начинается история участия коренных народов в ООН, что является очень длительным процессом, потому что ООН – это совершенно небыстрый процесс. Мы знаем это, мы видим это по принятиям решений, по резолюциям, по разным заключительным замечаниям. Это действительно очень длительный процесс. Мы работаем на долгосрочную перспективу.
Что же было за эти годы создано, то есть более чем за 100 лет?
Эта фотография как раз из Женевы. В 2023 году было празднование столетия с момента, когда Дескахех прибыл в Женеву.
Какие механизмы ООН были созданы коренными народами, как коренные народы продвигали свои права?
Конечно, более активное участие в ООН коренные народы стали принимать в 1980-х годах. Коренные народы добивались создания рабочих групп по вопросам коренных народов, которые впоследствии способствовали формированию Экспертного механизма по правам коренных народов и работали над созданием Постоянного форума. Был также создан мандат Спецдокладчика по вопросам коренных народов.
RAIPON (Российская Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока) начала активно участвовать в глобальном движении коренных народов в ООН в 1990-х годах. Соответственно, представители коренных народов нашего региона также участвовали в создании данных механизмов и активно работали над одним из основных документов для глобального движения коренных народов – Декларацией ООН по правам коренных народов, которая была принята ООН в 2007 году.
Также стоит сказать и о Добровольном фонде ООН для коренных народов. Данный фонд поддерживает участие представителей коренных финансово и морально на протяжении всех сессий. Участвовать в сессиях ООН очень затратно, а коренные приезжают из отдалённых регионов, и, естественно, им нужна поддержка.
Ежегодно для коренных народов проводится Стажировка по правам коренных народов при УВКПЧ, куда проводится специальный конкурс. Данная Стажировка обучает коренных пониманию как работает структура ООН, как использовать те или иные механизмы, подавать жалобы, коллективные жалобы, как использовать мандаты механизмов. Стажировка проходит ежегодно в Женеве. Для коренных нашего региона Стажировка также включала московский компонент – то есть сначала обучение проходило в Москве, а затем в Женеве. Это занимало около одного месяца. Каждый год набирают разное количество коренных.
Сама я проходила эту Стажировку в 2017 году. Я единственная из всех участников-стажеров из России, кто не пошел на встречу в посольство Российской Федерации при ООН. Насколько знаю, были отдельные комментарии представителей российской миссии относительно этого. Конечно, хоть тогда и было морально очень сложно, но я приняла решение не ступать ногой на территорию этого посольства.
Какие ещё механизмы в ООН могут использовать коренные народы?
- Договорные органы
Это разные комитеты, которые имеют определённые Конвенции. Эти Конвенции Российская Федерация и другие страны ратифицировали или не ратифицировали. - Спецдокладчики ООН
Вы, наверное, многие уже знаете, что сегодня есть мандат Спецдокладчика по правам человека в Российской Федерации – Спецдокладчик Мариана Кацарова. Коренные народы также тесно сотрудничают со Спецдокладчиком по вопросам прав коренных народов. Есть мандат Спецдокладчика по изменению климата, по благополучию окружающей среды и другие. - Универсальный периодический обзор (УПО)
Страна-участник отчитывается каждые 4 года в этот механизм. - Коренные народы активно участвуют в Форуме по бизнесу и правам человека
- Конференция по биоразнообразию и Конференция по изменению климата — COP.
К примеру, этой осенью состоится очередной COP – и пройдет он в Бразилии. - И другие механизмы
С чего началось усиление участия?
Как я уже рассказала, история участия коренных народов в ООН началась более 100 лет назад. Очень важно упомянуть первую Всемирную конференцию по коренным народам, которая прошла в 2014 году, по итогам которой был принят сильный документ, имеющий важно значение – он содержит рамки для признания реализации прав коренных народов. В параграфе 10 в теме 2 этого документа Генеральной Ассамблеей ООН подчеркивается следующее – установить новый отдельный статус для представительных институтов коренных народов в системе ООН, позволяющий им в полной мере участвовать в ее процессах и принятии решений. В чем заключается этот статус, я расскажу позже.
Также ООН были приняты ряд резолюций, нацеленные на расширение участия коренных народов в ООН, включая Совет по правам человека.
В чем заключается данный статус при СПЧ, над чем мы сегодня работаем?
Во-первых, коренные народы, для того, чтобы зарегистрироваться и принять участие в той или иной сессии ООН, должны пройти определённую процедуру аккредитации. Ранее можно было участвовать в таких сессиях коренным организациям только имеющим консультативный статус ЭКОСОС (экономический и социальный совет). Получить такой статус – очень сложный процесс.
Что добились коренные народы?
Теперь во многих сессиях ООН коренные народы имеют возможность принимать участие просто как представители коренных организаций – не как НПО, не как организация с ЭКОСОС статусом, а именно как коренная организация/ Indigenous Peoples Organization – важно при подаче заявки в графе указать именно это. Это очень большое достижение для коренных народов – это намного упрощает процедуру регистрации и открывает доступ к участию коренных в разных механизмах ООН.

Также мы работает сегодня над тем, чтобы на сессиях СПЧ – Совета по правам человека – коренные могли принимать участие на уровне государств и неправительственных организаций. Чтобы мы могли подавать письменные заявления, иметь гарантированные места в зале, участвовать во всех сессиях и мероприятиях СПЧ. Мы делаем уклон на то, чтобы механизм аккредитации был управляем самими коренными народами, а не государствами или ООН. Это всё основывается на праве на самоопределение и самоидентификации.
Приведу пример. В прошлом году я впервые приняла участие в сессии СПЧ, в некоторых интерактивных диалогах и работе над резолюциями. И скажу, что впервые, именно в прошлом году, представителю коренных народов можно было зарегистрироваться на сессию СПЧ не как НПО, а именно как Indigenous People Organization. Впервые такая возможность появилась только в прошлом году. Но при этом все еще существуют некоторые ограничения: к примеру, я была на интерактивном диалоге с Марианой Кацаровой (Спецдокладчицей по России). И ограничение моей аккредитации говорило о том, что мне, как представителю коренного народа, не могут дать слово – у меня не было возможности выступить с устным заявлением. В интерактивном диалоге могли участвовать только государства и неправительственные организации, которые имеют статус ЭКОСОС. Это ограничение еще существует. Мы, как коренные народы, работаем над его отменой, чтобы мы наравне со всеми могли высказывать своё мнение, выступать со стейтментами.
При этом есть, конечно, плюсы: коренные народы, получив такую аккредитацию, могут принимать участие в сессии СПЧ и имеют возможность выступить на интерактивных диалогах именно с Экспертным механизмом и Спецдокладчиком по вопросам коренных народов – то есть со своими механизмами – с коренными. Это тоже очень важно знать.
Я сейчас перейду к определённому кейсу – делу шорского поселка Казас, которое стало резонансным, которое дошло до Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации. Рекомендации Комитета были опубликованы и касались моего народа – восстановить права шорского народа. Для нас это имеет очень большое значение.
8 сентября 2025 этого года состоится обзор России Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Сегодня очень важно подать альтернативную информацию в этот Комитет. Подача альтернативных докладов – дедлайн 8 августа. Если у вас есть какая-либо информация, присылайте нам – мы, Международный комитет коренных народов России с АДЦ «Мемориал» и Институтом экологии и антропологии в действии – подадим совместный альтернативный доклад. Вы также можете, как сами отдельно, так и совместно с другими организациями, подать такие альтернативные доклады. Чем больше будет докладов, тем больше будет информации альтернативной – о том, что действительно нарушение прав в России есть. Если не будет наших докладов – не будет правдивой информации, значит – всё «гладко и чисто», как Россия это и преподносит потом на таких заседаниях.