03.02.2026

Права коренных народов в условиях конфликта и в постконфликтных ситуациях: военная агрессия Российской Федерации против Украины

Материалы для исследования экспертного механизма ООН по правам коренных народов

Совместный доклад Международного Комитета коренных народов России (ICIPR), Institut für Ökologie und AktionsEthnologie и Антидискриминационного центра «Мемориал» Брюссель.

В феврале 2022 года Россия совершила полномасштабное вторжение в Украину, уже в открытую продолжив начатую в 2014 году антиукраинскую агрессию, причастность к которой российские власти долгое время отрицали. В течение восьми предшествующих вторжению лет лет лет Россия аннексировала Крым и в результате гибридной войны фактически захватила значительную часть Донецкой и Луганской областей Украины, создав там марионеточные непризнанные республики. На момент подачи этого материала под российской оккупацией находится около 20% территории Украины; на них распространяется жесткий тоталитарный режим управления и действуют репрессивные законы, в большом количестве принятые российскими законодателями. Оккупированы все традиционные территории коренных народов Украины – крымских татар, крымчаков, караимов, пострадали также территории североазовских греков, многие населенные пункты которых полностью уничтожены российской агрессией.

Авторы этого доклада неоднократно информировали различные органы ООН о преступной политике российских властей по отношению к этническим меньшинствам, мигрантам, ЛГБТИ+ (государственном расизме, ксенофобии, поддержке националистических групп), которая закономерно привела к открытой военной агрессии против Украины и не вызвала в российском обществе должного противодействия.

В этой связи положение коренных народов России имеет свою специфику. С одной стороны, народы России, не принадлежащие к русскому этническому большинству, испытывают на себе расизм и ксенофобию, которые в последние десятилетия составляют общий фон общественной атмосферы в России и сохраняются на высоком уровне, а в последние годы, по некоторым оценкам, растут. С другой стороны, коренные малочисленные народы (до 50 тыс. человек) защищены специальным законодательством, а российская пропаганда разыгрывает карту особой «заботы» о коренных малочисленных народах, хотя они страдают от деятельности добывающих компаний, глобализации, недостаточных мер поддержки, оставаясь одной из самых уязвимых и бедных групп населения РФ. Меры особой защиты коренных народов несистемны и декларативны: в частности, власти России утверждают, что право коренных народов на СПОС соблюдается, однако лицензии на разработку ресурсов на традиционных территориях выдаются компаниям без согласования с коренными общинами.

Кроме того, пропагандистский нарратив о «народном единстве» исключает любые дискуссии о колониальном характере политики России в прошлом и настоящем, в том числе криминализирована и защита прав коренных народов. Власти России отрицают не только само наличие непреодоленного конфликта между колонизированными народами и властью/аффилированным с властью бизнесом, но даже конфликт между Россией и Украиной (официально запрещено называть происходящее «войной»), в то время как народы России вовлечены в эту войну, погибают в ней, страдают от ее последствий.

Таким образом, в текущей ситуации конфликтом можно считать и непреодоленные последствия колониальной политики Российской империи, СССР и современной РФ, и военный конфликт России и Украины, в который коренные народы России в огромной степени вовлечены и диспропорционально от него страдают.

 

this post is also available in: Английский