Государственная Дума РФ рассматривает законопроект «О внесении дополнений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья 13.1, пункт 3, подпункт 5, и пункт 7.1, подпункт 6), обязывающий мигрантов при получении разрешения на работу в определенных сферах предъявлять документ о владении русским языком на базовом уровне.
Предполагается, что этот сертификат должны будут получать те мигранты, которые общаются с людьми, — работники ЖКХ, розничной торговли и бытового обслуживания населения. Эта мера, по мнению законодателей, поможет решить проблему межнациональных конфликтов и снять националистическое напряжение в обществе. Есть, впрочем, и скептические замечания: так, правозащитница Светлана Ганнушкина считает, что новые требования создают еще одну возможность для коррупции: «В конечном счете это обернется торговлей этими документами, мы это уже проходили с санитарными книжками. Отсеиваться будут как раз люди, пытающиеся честно и бесплатно пройти тестирование. Никаких межнациональных проблем такой закон не решит, потому что, как показывает практика, в столкновения и конфликтные ситуации попадают люди, прекрасно владеющие русским языком, и это им нисколько не помогает. В обществе растет национализм и ксенофобия, и на законодательном уровне эту проблему не решить, пока политики будут пользоваться растущими националистическими настроениями» (цит. по изданию «Газета»).
Пока обязательного знания русского языка, подтвержденного соответствующим документом, от мигрантов российского законодательство не требует, хотя возможности для получения таких сертификатов есть: право их выдавать имеют 160 центров, существующих при российских вузах и зарубежных образовательных учреждениях.
В Санкт-Петербурге в рамках программы «Толерантность» были открыты бесплатные курсы по изучению русского языка как неродного для взрослых мигрантов, которые приехали работать в Россию. В прессе сообщается, что они функционируют в 17 районах города и располагаются в информационно-методических и научно-методических центрах, в отделе молодежной политики и взаимодействия с общественными организациями, в средних школах и библиотеках. Кроме того, существует и дистанционное обучение он-лайн.
Я решила узнать, как эти курсы работают на самом деле. Во Фрунзенском районе они организованы в отделе образования, где мне пояснили, что посещать занятия можно вне зависимости от регистрации по месту пребывания, и если не пропускать уроки (два раза в неделю, по 2,5 часа), то в конце выдают сертификат о посещении курсов. По словам приветливой руководительницы Татьяны Анатольевны, «курсы несложные», то есть преподается базовый уровень языка. Создались курсы совсем недавно, провели всего несколько занятий. Мне разрешили поприсутствовать на занятиях. Это была небольшая группа: четыре молодые и красивые азербайджанские девушки и с ними две девочки (одна школьного возраста и другая — дошкольница). Они изучали чтение букв и произношение звуков, какие из них гласные и согласные, различия между ними. Мне показалось немного странным, что группа была очень маленькая и настоящих трудовых мигрантов среди учеников не было. Я представила бюллетень нашей организации и рассказала, что мы защищаем интересы и права мигрантов.
В Московском отделе образования на курсах обучается 15 мигрантов, причем записывают только тех, кто зарегистрирован в этом районе. У меня сложилось впечатление, что занятия ведутся формально, и сотрудники и преподаватели курсов не очень заинтересованы, чтобы число учеников увеличивалось.
В общем, мне показалось, что пока курсы русского языка для мигрантов существуют скорее «для галочки». Надеюсь, что это начинание со временем будет работать на благо людей, которые приехали в Россию работать.
Майрам Самикова