Каждый мигрант, работающий в России, вынужден регулярно пересекать границу: или через 90 дней после въезда, или через год. Этого требует миграционное законодательство РФ. Особенно несправедливо оно к детям мигрантов: даже если их родители получили разрешение на работу и право пребывать в России целый год, детям, чтобы легально здесь находиться, нужно пересекать границу каждые три месяца. К этому готовы не все родители: как оставить работу, чтобы везти туда-сюда ребенка? Где найти на это деньги?
В практике нашей организации был случай, когда мы попытались помочь 9-летней узбекской девочке Шакире. Она очень хотела учиться, а в школу ее не брали именно потому, что она оказалась «нелегалом». Так что требовалось пересечение границы. Родители Шакиры оформили нотариальное согласие на вывоз ребенка в моем сопровождении, мы купили билеты в Киев и обратно, заказали номер в киевской гостинице.
Наши злоключения начались уже на Витебском вокзале в Петербурге: меня и Шакиру не хотели пускать в поезд. Даже при наличии нотариального согласия родителей потребовалось вмешательство начальника поезда, чтобы нас все же посадили в вагон. Когда мы достигли белорусской границы, бдительная проводница обратила внимание пограничников на то, что «вот едет маленький ребенок с тетей». Они внимательно изучили наши документы: паспорт, миграционную карту, согласие родителей на сопровождение ребенка и сопроводительное письмо организации. Одной бумаги все же не хватило – справки из узбекского консульства. Несмотря на мои просьбы и мольбы, нас сняли с поезда на маленькой станции.
Пришлось нам на электричке доехать до Гомеля, а оттуда – до Брянска. Все это время я была на связи с другими сотрудниками нашей организации, а потом мне на помощь пришел прекрасный человек – адвокат Николай Поляков. Он и его жена приютили нас и помогли купить билет на автобус из Брянска в Петербург.
К сожалению, наша попытка узаконить пребывание Шакиры в РФ оказалась неудачной – девочка так и не пошла в школу и осталась «нелегалом».
Я стала расспрашивать мигрантов, как они пересекают границу. Самая ближняя граница – белорусско-украинская. В основном, мигранты достигают ее на частных микроавтобусах, где помещается 8 человек, или в такси по 4 человека. Это целый бизнес: например, один перевозчик довозит мигрантов до границы Белоруссии, потом ждет их возвращения –это стоит 6000 рублей туда и обратно. Люди идут через лес самостоятельно до границы с Украиной – можно себе представить, как там холодно и темно зимой. Там большие очереди, украинские пограничники, как рассказывают мигранты, берут с каждого по 2000 рублей. Шахноза, гражданка Узбекистана, рассказала мне, что она с гражданами Киргизии на частном автомобиле за 6000 рублей доехала прямо до границы с Украиной – им идти пешком не пришлось. Но пограничники потребовали с них 3000 рублей, так что пришлось торговаться и сбивать цену до известных 2000 рублей.
Иногда в этом бизнесе участвуют и торговые сети: например, в одном из гипермаркетов «Карусель» сами менеджеры организовали машины, чтобы возить мигрантов пересекать границу, и за это 7000 рублей удерживали из заработной оплаты. Другие работодатели идут совсем уж незаконным путем: например, магазин «Окей» на проспекте Космонавтов, 45 никуда не вывозил мигрантов, которые там работают, а просто брал 7000 рублей с каждого мигранта и через фирму-посредника организовывал фальшивые печати о пересечении границы. В этом случае следует знать, что посредники и менеджеры магазина уйдут от ответственности, а мигранту грозит Центр содержания иностранных граждан и выдворение.
В феврале 2012 года мне самой пришлось пересекать границу – мы с сыном решили выехать в Казахстан через Астраханскую область. Сначала мы сутки ехали на поезде, потом пересели на электричку, назначение которой – перемещать мигрантов и «челноков», которые возят товары, туда-обратно через границу. Нас проверили сначала российские, потом казахстанские пограничники и таможенники. Нам повезло – у нас никто деньги не вымогал.
Повторюсь: пересечение границы – это бизнес: нашу электричку уже поджидали казахские бабушки, которые предлагают мигрантам ночлег и горячий ужин с чаем. Это стоит 300 рублей с человека. Наготове и таксисты, которые довозят мигрантов до их временных квартир.
Я разговорилась с мигрантами, которые работают в Волгоградской области. Оказывается, пользуясь тем, что граница с Казахстаном близко, они и те, кто работает в южных областях России, предпочитают не оформлять разрешение на работу или патент, а каждые три месяца пересекать границу. Так выходит дешевле, и хлопот меньше. Например, Ойбек приехал из Ташкента, работает в поле у арендатора-корейца, тоже гражданина Узбекистана. Он доволен, а вот другие мигранты рассказали, что им известны случаи рабства в Волгоградской области:
у мигрантов работодатели отбирают паспорта, заставляют их работать бесплатно, а потом сдают в полицию с просроченной регистрацией.
Каждый, кто вынужден пересекать границу РФ и сталкиваться с произволом, взяточничеством, жестокостью, понимает, что эту систему нужно менять: ведь довольно легко организовать перерегистрацию трудовых мигрантов здесь, в России, а не обрекать людей на страдания и бессмысленную трату денег.
Майрам Самикова