Спросите самих себя, можно ли российской проститутке выиграть суд, да еще при этом отсудить крупную сумму денег в качестве моральной компенсации за изнасилование клиентом? Смешно, да? А вот в Америке, например, можно.
Или спросите себя, может ли обучаться на равных с другими детьми в обычной школе и в обычном классе ребенок с синдромом Дауна? Да, да, мы не ошиблись, с тем самым синдромом Дауна, а именно с особенностями лица, языка, ладоней, настолько специфичными для этого врожденного заболевания, что они известны даже маленьким детям. Вспомним здесь же расхожее выражение: «Эй ты, даун!» Так вот, пожалуйста, покажите мне такую школу в Северо-Западном регионе. Не знаете? Увы, пока я тоже такой школы не знаю.
Кстати, по поводу школы еще одна печально забавная ситуация. Во многих школах Санкт-Петербурга по-своему понимают право на индивидуальность, в частности на индивидуальность в одежде. Так, в одних школах разрешено ходить «в своем стиле», лишь бы одежда была чистой и внешний вид опрятным. В других школах «индивидуальный стиль» ограничен только деловым стилем. Светлые джинсы, а тем более цветные запрещены для девочек. Разрешены только темные, а лучше еще, чтобы ученицы носили в школе брюки, а не джинсы. Наконец, есть и такие школы, в которых «индивидуальный стиль» исключает любые брюки, причем не только на ученицах, но и на самих женщинах-учителях. Постойте-постойте, возможно, скажете вы. А причем здесь все это? Какие-то проститутки, дети-дауны и, наконец, брюки… Итак, все по порядку.
Толерантность — это терпимость в широком смысле слова, т. е. желание и умение людей быть терпимыми. Терпимыми и к внешнему виду, и к особенностям расы и национальности, и к своеобразию поведения или умственным способностям. В конечном счете ко всему тому, что одних людей отличает от других. Ведь нас на Земле более шести миллиардов, и все мы разные. Поэтому мы по-разному смотрим на одни и те же вещи. Или мы их любим, или ненавидим. Или они нас воодушевляют, или мы стремимся побыстрей от них избавиться. Да, мы отличаемся взглядами на жизнь и на отдельные ее проявления. Вот здесь мы снова вернемся к нашим необычным примерам, приведенным в начале статьи: к праву проститутки не быть изнасилованной клиентом, к праву ребенка с синдромом Дауна на обычное отношение к нему среди здоровых людей, к праву человека в школе самому подбирать себе стиль одежды, не принимая в расчет, что нравится или не нравится ограниченному числу лиц с положением (наделенных властью), например директору или завучу. У них ведь тоже всего лишь частный взгляд на рабочий стиль одежды. Вспомним, что еще в Древнем Риме говорили: «Не должно спорить о вкусах». Или нашего классика: «А судьи кто?»
Итак, что же все-таки объединяет проститутку, добивающуюся своего права не быть изнасилованной клиентом, родителей ребенка с синдромом Дауна и его самого, желающего на равных учиться со здоровыми детьми, и учениц с учителями, желающих выглядеть в школе красиво, исходя из собственных взглядов на красоту. Их объединяет в первую очередь желание отстаивать и реализовывать свои общечеловеческие права: на ненасилие, на образование и, наконец, на индивидуальность.
Но вот беда — с позиции определенных людей, они не должны пользоваться этими правами. Потому, что они другие — «недостойные», «худшие», «глупые», «всего лишь подчиненные и потому зависимые от нас». Все очень просто. «В моей школе (вариант: в нашей школе) все будет по-моему (по-нашему). И стиль одежды в первую очередь. А кто не желает — милости просим на выход! Нашему классу никакие дауны не нужны. Вот для них и так разные добрые благотворители всякие дворцы-интернаты понастроили (о нормальных детях так бы заботились). Вот пусть туда и идут! И как можно вообще проблемы проституток обсуждать? И так все ясно. Если сама напросилась, то как еще наглости у нее хватает жаловаться? Мы не Америки там всякие! С отбросами общества не заигрываем!»
Теперь вам ясно, уважаемые дамы и господа, что такие унизительные для одних людей и унижающие само цивилизованное общество (а мы себя таковым считаем) явления, как расизм и национализм, возникли и процветают не на пустом месте? Имя этому месту — другие. Другие как враги. Другие как конкуренты. Другие как нахлебники. Другие как источник всяческих злодеяний и пороков. Другие как опасные вырожденцы или лишний, ненужный балласт. И, наконец, другие как возмутители спокойствия и нарушители традиций. Вот видите, оказывается, сколько много может быть других с отрицательным смыслом. Скажем проще — плохих других. А где же хорошие другие? Беда в том, что очень часто плохое в другом заслоняет хорошее. Иногда так заслоняет, что хорошего просто не видно.
Понятное дело, умение видеть одним человеком в другом только плохое или только хорошее воспитывается в людях с детства. И порой так хорошо воспитывается, что если нужно это умение поменять в ту или иную сторону — в сторону добра или в сторону зла, — то сделать это взрослому подчас невозможно. Итак, чтобы понять, как люди разных национальностей, проживающих в нашей стране, в нашем городе, в нашем поселке, на нашей улице, смогут жить в мире и согласии, важно знать, как внутри одной национальности возникают вражда и мир. Поэтому, прежде чем обучать русских детей миролюбиво воспринимать азербайджанских, армянских, еврейских, цыганских и других «ненашенских» детей (и наоборот), и тех и других надо обучать науке и искусству постижения человеческой индивидуальности. Все мы люди, в нас много общего, но в итоге мы все разные. Уточним, наука — это знания о том, почему, как, когда и для кого мы становимся разными. Искусство постижения — это серьезная и постоянная работа человека над тем, как ему в другом в первую очередь увидеть хорошее. И этому другому передать свою доброту. Вот такие серьезные и неоднозначные проблемы должен иметь в виду каждый миротворец, каждый, кто захочет обучать подрастающее поколение основам мирного сосуществования. Каждый, кто бросит вызов желанию определенной части наших взрослых сограждан видеть в своих детях наследников античеловеческих идей нетерпимости к инородцам и «прочим неполноценным людям». Каждый, кто попытается в детях возбудить то светлое начало, которое будет способно сделать их непримиримыми противниками любых форм дискриминации, насилия и произвола. И это никогда не позволит им стать фашистами, в любых, даже самых скрытых своих проявлениях (например, тихо, в душе сочувствовать «неравной борьбе истинных патриотов с кавказским нашествием или со всемирной цыганской наркомафией»).
Трудное это дело? Да, несомненно. Но делать его надо, потому что те, кому мир не нужен, свое темное дело уже делают. Особенно это важно сейчас, в канун 60-летия Великой Победы над фашизмом. В год великой памяти о десятках миллионов жертв фашизма.
Именно поэтому «Мемориал» с этого года начал новый образовательный курс в рамках школьной программы «Уроки мира и дружбы». Этот курс разработан на основе различных методик, в том числе пособия по толерантности для учителей, написанного по инициативе ЮНЕСКО Бетти Э. Риэрдон в 2001 году. Он максимально адаптирован нами для местных условий тех школ, с которыми мы сотрудничаем по программе «История и культура цыганского народа». Непосредственно на местах занятия будут проводиться в смешанных группах (русские дети, цыганские дети, дети других национальностей) специально подобранными для этой работы учителями. Методическую помощь эти педагоги по-прежнему будут получать от специалистов нашего Центра. Предполагаются разнообразные формы занятий с детьми: от игр, конкурса плакатов, специальных экскурсий в Музей антропологии и этнографии до диспутов с последующим видеопросмотром.
В нашей газете мы будем знакомить вас с основными понятиями толерантности и информировать об «Уроках мира и дружбы» в сотрудничающих с нами школах.
До встречи, дорогие друзья!