26.10.2013

Психологические проблемы детей-мигрантов

Во многих странах Европы и США существуют и активно работают организации (государственные и негосударственные), помогающие детям-мигрантам решать разные психологические проблемы. К сожалению, Россия подобными успехами пока похвастаться не может, но все же возможность психологической поддержки в больших городах есть. Например, в Санкт-Петербурге соответствующую помощь готовы оказывать  районные центры помощи семье и детям, районные службы сопровождения образования, медико-психологические учреждения города, негосударственные учреждения – общественные организации.

Помощь предлагается профессиональная (психологи, психотерапевты, врачи-психиатры) и абсолютно бесплатная. Однако у родителей детей-мигрантов против обращения за психологической помощью нередко возникают возражения. Можно слышать, например, такие: «проблемы наших детей – это проблемы только нашей семьи, никто в дела семейные не должен вторгаться»; «у наших детей не может быть плохо с головой, поэтому никаких психологических или психиатрических проблем у нас не может быть».

Бывают опасения и другого рода, в основном, у родителей детей-мигрантов, которые осознают, что проблемы у их мальчиков и девочек есть: «у наших детей много проблем, но нам стыдно обращаться за помощью к кому-то постороннему»; «мы хотели бы к кому-нибудь и куда-нибудь обратиться, но не знаем, куда, сколько это стоит и, самое главное, не знаем, какие могут быть последствия, как для наших детей, так и для всей семьи».

Тем не менее, наш опыт и опыт наших коллег в Санкт-Петербурге свидетельствует о том, что ситуация с обращением за психологической помощью родителей детей-мигрантов постепенно меняется в лучшую сторону. В разные службы города начинают активно обращаться за профессиональной помощью матери детей-мигрантов. Поэтому сегодня мы попытаемся коротко рассказать о самых типичных психологических трудностях этих детей.

Все эти проблемы можно подразделить на три основные группы: проблемы, связанные с нарушением общения детей; проблемы, связанные с эмоциональными нарушениями (детские страхи); прочие проблемы, преимущественно связанные с нарушением здоровья детей.

Начнем с первой группы – проблем общения. Эти проблемы наиболее распространены среди детей-мигрантов, обучающихся в школах города. К сожалению, не все дети-мигранты могут реализовать свое право на образование. Те же, кто приступает к учебе, вынужден в школьной ситуации показывать свое умение общаться: с классным руководителем, с другими учителями, со школьной администрацией и, самое главное, с одноклассниками и другими учащимися. И вот здесь могут возникнуть и возникают различные сложности, которые в случае их несвоевременного решения могут перерасти в проблемы.

Как об этом узнают родители детей-мигрантов? Их ставят в известность учителя школ. Об этом сообщают одноклассники их детей и другие родители. Гораздо реже об этом сообщают сами дети.

Какие претензии предъявляют родителям детей-мигрантов учителя? «Ваш ребенок сложный. Он не слышит меня и других педагогов или не желает слышать. Делает все назло. Он дает обещание больше так не делать, но делает. Он абсолютно неуправляемый. Он грубит и оправдывается в ответ на критику. Он злой и агрессивный. Его не любят дети. С ним никто не хочет дружить».

Что могут говорить о детях-мигрантах одноклассники и их родители? «Скажите вашему ребенку, чтобы он больше не ругался, не дразнился, не пинался, не издевался и т.д. Если вы не сделаете что-нибудь со своим ребенком, не заставите его не трогать наших детей, то мы сами, родители, научим правильно вести себя вашего сына или дочь».

О чем могут поведать сами дети-мигранты? «В школе все несправедливо. Учителя мне никогда не верят. Дети меня не любят. Они часто наговаривают на меня. Они не хотят со мной дружить, часто дразнят. Они трусы, нападают группой и бьют. Теперь я всегда буду их бить. Я не хочу ходить в эту школу».

Все вышеперечисленное свидетельствует о серьезных проблемах, которые возникают или уже возникли у ребенка-мигранта в школе. Что происходит? Сложно изучать предметы? Плохо понимают учителя? Сложности с русским языком? Боится учителей или считает их просто несправедливыми? Стыдно за свои недостаточные знания, учебные достижения?

Как показать, что ты не трус? Как реагировать на насмешки, «обзыванки» и откровенные оскорбления? Когда пользоваться кулаками, а когда надо (очень надо!) себя сдерживать? Подобные, и еще множество подобных вопросов появляется в сознании таких детей, переживающих психологические проблемы в школе. И, конечно, они не могут не проявляться в их повседневной жизни, не могут не проявляться непосредственно во взаимоотношениях с учителями и учащимися. Вот два конкретных примера на этот счет.

Первый пример. Идет диктант в 4-м классе. Ученик не успевает понять текст (темп диктанта слишком быстрый для него) и все записывать. Он нервничает, злится. Однако поднять руку и сказать, что он не все понял, и попросить повторить непонятое он не может – ему стыдно. В результате он перестает писать, вертится по сторонам, пытается подглядеть у одноклассников. Это видит учительница, но, не зная причины такого поведения ученика, решает, что ему просто надоело писать. Поэтому она делает замечание: «Сам не работаешь, так хоть другим не мешай!». Ученик обижен: «Я никому не мешаю». Учительница рассержена: «Так ты еще и спорить со мной вздумал». В результате она жалуется матери ученика, что он плохо воспитан, не хочет признавать ошибки, спорит со взрослыми, просит мать принять меры.

Пример второй. На перемене в том же классе один провокативный одноклассник пытается толкнуть нашего ученика, уже пострадавшего из-за неправильного понимания его поведения учительницей. Наш ученик удерживается от падения, догоняет юного провокатора и наносит ему кулаком удар в грудь. Это видит учительница. Она искренне возмущена, требует немедленно прекратить безобразие, берет провинившегося, по ее мнению, ученика за руку и ведет к директору, где ставит вопрос ребром: она, мол, больше не может так, этот несносный мальчишка опасен для других, поэтому нужно принимать решительные меры. Решительные меры – это означает, что нужно избавиться от «агрессора», т.е. попросить ученика покинуть школу.

Пример третий. На улице убит таджикский мальчик, ученик 9-го класса московской школы. Убийца не найден, но есть основание подозревать расистский мотив нападения. Одноклассник убитого (тоже из семьи мигрантов) предлагает другим ученикам школы одеться в черное в день похорон и собрать деньги на цветы. Эта вполне понятная инициатива ребенка, травмированного случившейся трагедией и желающего выразить свою скорбь и тревогу, вызывает истерический монолог учительницы истории, которая, используя ненормативную лексику, говорит о том, что она, как «исконный житель России», не собирается терпеть присутствие мигрантов и имеет право «устанавливать здесь свои правила». Оскорбительная речь была записана на диктофон и стал достоянием общественности, родители обратились с жалобой, учительница была уволена, но – впоследствии восстановлена по суду и, как стало известно, действительно стала «устанавливать здесь свои правила». В столь враждебном поведении некоторых учителей дети-мигранты и представители меньшинств чувствуют угрозу, они обижены, унижены, затравлены. Необходим чуткий и гуманный подход, психологическая поддержка и помощь, дружеское участие и забота, чтобы преодолеть травмирующий эффект подобной ситуации.

Вывод один: любые устойчивые проблемы детей-мигрантов в школе, в первую очередь, во взаимоотношениях с учениками и учителями, требуют самого серьезного к ним отношения. За этими проблемами могут скрываться как простые недоразумения, вызванные понятным недостатком культуры взаимоотношений новичка-учащегося в принципиально новой для него образовательной среде, так и более серьезные психологические нарушения. Поэтому родителям таких детей необходимо сразу обращаться к специалистам – к психологам и врачам-психотерапевтам. Цель обращения – разобраться вместе с ребенком в истоках его психологических проблем в школе и найти пути выхода их них.

Если говорить о второй выделенной нами группе проблем – эмоциональных нарушениях у детей-мигрантов, то это такие проявления в эмоциональной сфере детей, как страхи, плохое настроение и тревога. Обычно эти проявления устойчивые. Многие из них появились еще в раннем, дошкольном возрасте. Наука сегодня говорит о том, что важны эти проявления не сами по себе (страх пауков, собак, темноты и т.д.), а то, что за ними стоит, что они выражают. Та же наука убедительно доказывают, что все эти эмоциональные проявления, в первую очередь, связаны с какими-то неблагоприятными событиями, которые когда-то пережил ребенок, особенно если эти события произошли в его самом раннем возрасте. То есть для части людей, переживающих эти негативные события, они просто так не проходят, а надолго остаются в памяти. Человек может как бы вообще забыть о них, но эти события никуда не деваются и рано или поздно напоминают о себе, напоминают через страхи, тревогу, необъяснимые спады настроения, страшные сны, ночные кошмары. В настоящее время такие отрицательно влияющие события принято называть травматическими и, в первую очередь, связывают их с перенесенным стрессом. Обращающиеся за психологической помощью матери детей-мигрантов разъясняют причину проявившихся нарушения: оказывается, что их дети являлись жертвами различных крупномасштабных военных конфликтов или террористических акций. На глазах детей происходили страшные события. Их родные и близкие, а часто и они сами подвергались различным видам насилия. Соответственно, тот же имеющийся страх темноты у обращающихся за психологической помощью детей-мигрантов может быть проявлением неотреагированного стрессового события, которое когда-то произошло в темном помещении или в ночное время. Например, внезапно разбуженный глубокой ночью ребенок становится свидетелем сцены насилия, чинимой бандитами в отношении его родителей.

Очевидно, что цель психотерапевтической работы с детьми в случаях с эмоциональными нарушениями заключается в проработке «забытых» стрессовых ситуаций. Это работа длительная. Надо запастись терпением и взрослым, и самим детям.

Проблемы третьей группы – психологические нарушения у детей как результат расстроенного здоровья – проявляются в повышенной возбудимости, раздражительности, расторможенности, замедленном развитии и своеобразном психическом состоянии. Все эти нарушения у детей – повод для пристального врачебного, психологического и логопедического обследования. Без своевременной правильной диагностики и последующего правильно подобранного лечения эти симптомы никуда не исчезают и способны значительно усложнить жизнь детям и их родителям.

Таким образом, уважаемые читатели, психологические проблемы у детей-мигрантов – это реальность. Реальность и то, что специалисты Санкт-Петербурга готовы оказывать соответствующую бесплатную профессиональную помощь в различных государственных и негосударственных учреждениях и организациях города. И опыт первых прогрессивных матерей детей-мигрантов, уверенно обращающихся за подобной помощью в учреждения Санкт-Петербурга – это тоже реальность наших дней. Долг людей, работающих с детьми, – своевременно направить детей и родителей к специалистам, которые могут им помочь.

 

Психолог Илья Бердышев