09.02.2012

Защита гражданских активистов: опыт противодействия политическим преследованиям в Санкт-Петербурге

В декабре 2011 года АДЦ «Мемориал» начал реализацию нового проекта, направленного на защиту прав гражданских активистов, подвергающихся репрессиям или становящихся жертвами насилия. В последние годы с такими проблемами все чаще сталкиваются активисты самых разных общественных движений: экологи, журналисты, антифашисты, ЛГБТ-организации, деятели профсоюзного движения, добровольные наблюдатели за выборами в органы власти, защитники городов и даже сами правозащитники. Конец 2011 года ознаменовалось особенно бурными нарушениями прав граждан на выражение своей позиции, мнения и права на самореализацию.

В ноябре в Петербурге предпринимались попытки законодательно ограничить возможности работы ЛГБТ-организаций, лишь многочисленные общественные протесты и возражения правозащитников смогли помешать принятию гомофобного закона. А в декабре сотни людей подверглись преследованиям за попытку реализации своего права на критику власти, допустившей массовые нарушения в ходе предвыборной кампании и самих выборов в Государственную Думу. Вышедших на улицы с мирными протестами людей задерживали, на них составляли протоколы об «административных правонарушениях», многих судили и приговаривали к наказаниям в виде штрафов, а в отдельных случаях — и к лишению свободы. АДЦ «Мемориал» в эти дни оказывал юридическую помощь десяткам обратившихся с жалобами на незаконные задержания, а в тех случаях, когда требовалась адвокатская помощь, привлекались адвокаты и специалисты по международному праву.

6 декабря 2011 года, во время массовых акций протеста против нарушений в ходе парламентских выборов, в Санкт-Петербурге, среди многих других, был задержан и привлечен к административной ответственности правозащитник и активист, сотрудник АДЦ «Мемориал» Филипп Костенко. Суд назначил ему максимально возможное наказание — 15 суток ареста, руководствуясь явно не представлением о «тяжести преступления», а неким сомнительным с юридической точки зрения документом, «характеризующим личность» Филиппа и представленным в суд сотрудниками Центра по борьбе с экстремизмом: в нем подробно описывались различные формы протестной деятельности активиста. На недопустимость использования таких доказательств, а также на многочисленные процессуальные нарушения при задержании и привлечении к ответственности, нарушения Европейской конвенции в части свободы мирных собраний и выражения мнений указал при обжаловании незаконного ареста защитник активиста — адвокат Сергей Голубок. Серьезные нарушения международных норм также стали основанием для жалобы в Европейский Суд по правам человека, поданной адвокатом сразу после отказа национальных судов пересмотреть неправомерное решение. Кроме того, адвокат обратился к специальным докладчикам ООН по вопросам свободы собраний и свободы слова. В обращении, в частности, говорится о том, что Костенко преследуется российскими властями за выступления за свободу митингов и попытки реализовывать право на свободу мирных собраний. После решения об аресте Филипп объявил голодовку с требованием освобождения всех задержанных и арестованных участников массовых протестов. В целях продления содержания под стражей сотрудниками Центра «Э» было активизировано другое административное дело, по сфабрикованному обвинению: еще в октябре 2011 года Филипп был задержан у отдела полиции (куда он пришел, чтобы передать еду задержанным товарищам) и ложно обвинен в «нецензурной брани в общественном месте» (статья — «мелкое хулиганство»). Возврат к этому старому обвинению был связан, по всей видимости, с намерением полиции продлить срок заключения Костенко. Фактически, Филипп так и не был освобожден: сразу же после подписания документов об «освобождении» он был доставлен в отдел полиции для привода в суд по новому обвинению. Суд опять назначил максимальное наказание — 15 суток, по сути — просто продлили первый срок ареста. Адвокат Ольга Цейтлина обжаловала решение, но аргументы защиты снова не были приняты во внимание. В результате отсутствия эффективного средства защиты в российских судах было подано новое обращение в международные органы — на этот раз в Комитет ООН по правам человека.

Во время второго срока ареста, в праздничные предновогодние дни, активизировалось расследование по уголовному делу, возбужденному против Филиппа по статье «вандализм», для дальнейшего лишения свободы потребовалось использовать механизмы уже уголовного преследования. Оно тоже напрямую связано с протестными действиями активиста, которые власть пытается представить преступлениями. В этом деле объектом «осквернения» признается предвыборный щит «Народного фронта» В.Путина, что само по себе не оставляет сомнений в политическом мотиве преследований. Порча политической рекламы не может квалифицироваться как «вандализм» — ведь плакат не относится к предметам культурного наследия, транспорту или архитектурным формам. Явной натяжкой представляется и избрание второй части статьи («вандализм, совершенный группой лиц»), учитывая, что обвиняется лишь один человек, да и то в сравнительно незначительном повреждении одной из опор плаката. Между тем, именно вторая часть 214 статьи допускает содержание под стражей до суда и реальный тюремный срок в виде наказания, так что переквалификация обвинения на второй пункт статьи о вандализме как раз тогда, когда ожидалось освобождение активиста после административного ареста, представляется особенно подозрительным. 4 января 2012 года состоялось заседание по избранию меры пресечения. Суд должен был решить, есть ли основания содержать обвиняемого под стражей на время расследования. Основным доводом обвинения для применения меры пресечения в виде ареста было «нарушение надлежащего поведения», что выражалось в многочисленных административных правонарушениях Филиппа Костенко, не имеющих прямого отношения к существу обвинения (фактически — ответственность за участие в «незаконных публичных мероприятиях» и акциях протеста). В защиту Филиппа были представлены поручительства от депутатов фракции «Яблоко» ЗакСа Александра Кобринского и Бориса Вишневского, депутата ГД РФ фракции «Справедливая Россия» Ильи Пономарева, характеристики с места работы и от правозащитных организаций Санкт-Петербурга. В поддержку активиста высказались и международные правозащитные организации: Обсерватория по защите правозащитников (совместный проект Международной федерации за права человека (FIDH) и Всемирной Организации против пыток (OMCT)), Азиатская комиссия по правам человека (Asian Human Rights Commission), находящаяся в США правозащитная организация «Права человека — прежде всего» (Human Rights First). Поддержка международных организаций, выступающих против репрессий в отношении правозащитников и активистов, оказалась особенно важна в ситуации, когда власти пытались представить репрессивные действия как законное и правомерное привлечение к ответственности.

Благодаря эффективной и профессиональной работе адвокатов Ольги Цейтлиной и Игоря Рябчикова, поддержке поручителей, участию во всех процессах общественного защитника Владимира Костюшева, вниманию СМИ, правозащитников и общественности, удалось ограничить репрессивный механизм незаконного лишения свободы: Василеостровский районный суд отказал в ходатайстве дознавателя о применении к Костенко меры пресечения в виде содержания под стражей. В результате совместных действий людей, выступающих против политического преследования активиста и правозащитника, Филипп Костенко вышел на свободу после 30 суток административного ареста. Такой результат правозащитной кампании показал возможность эффективного противодействия репрессивной политике государства, хотя преследования активиста в форме судебных разбирательств и попыток привлечения к ответственности за протестную активность продолжаются. В любом случае, признание преследований политическими должно объединять усилия гражданского общества в защиту тех, кто преследуется за реализацию своих прав, в том числе и «права на протест», объединяющего право на свободу мирных собраний, право свободного выражения мнений, свободу слова. Отстаивание именно этих прав и защита тех, кто преследуется за их реализацию, очевидно важны и необходимы для всех, кто проявляет гражданскую, социальную и политическую активность.

Стефания КУЛАЕВА и Анна УДЬЯРОВА

Exit mobile version