23.07.2011

АНТИРАСИЗМ: ФОТОВЫСТАВКА «ТАБОР. ПОГРОМ»

Фотовыставка, приуроченная к 8 апреля — Международному дню цыган, — откроется в конференц-зале Немецко-русского обмена в Санкт-Петербурге. Экспозиция, организованная по инициативе Северо-Западного Центра социальной и юридической защиты рома (цыган), представит фотографии цыганских общин Северо-Запада России. Запланирована также дискуссия, посвященная проблемам цыган-мигрантов, которые, оказавшись в нашем регионе, терпят разнообразные лишения.

Когда я и Марина Носова, юрист Северо-Западного Центра социальной и юридической защиты цыган, посетили лагерь таджикских цыган (мугат, или люли) в сентябре 2004 года, его жители выглядели вполне процветающими.

Мы подъехали к лагерю, маленький мальчик встретил нас и проводил до «табора», предварительно убедившись в наших благих намерениях. Там нас приветствовал лидер общины и несколько детей, которые фотографировались с большим удовольствием. Хотя те, кого мы встретили, были действительно очень бедными, казалось, они обжили дома и справлялись, как могли, с трудными условиями жизни. Когда мы уезжали, лидер лагеря обещал связаться с Центром, если у них возникнут какие-либо проблемы.

Но через два месяца все изменилось. Услышав, что в лагере был погром, сотрудники Северо-Западного Центра еще раз посетили поселение и были потрясены тем, что обнаружили: не было ни одного жителя общины, а все имущество осталось на месте. Двое мужчин, собиравших металлолом неподалеку от опустевшего лагеря, сказали нам, что, хотя постоянно бывают в этих местах, они не видели цыган несколько недель. Известно, что, переезжая на новое место, таджикские цыгане тщательно убирают за собой и не оставляют ничего. Поэтому сцена, которая предстала перед нами, выглядела зловещей: обувь, включая зимние ботинки, одежда, все еще висевшая на вешалках и покрытая снегом, кастрюли, игрушки и детский велосипед, не использованные строительные материалы — все находилось на своих обычных местах, как будто бы люди в спешке покинули свои палатки. Место, когда-то обжитое оптимистичными, решительными жителями, выглядело мрачно и зловеще. Кусок колючей проволоки, «прорастающий» из снега, как чудовищный цветок, стал для нас символом жестокой силы, которая уничтожила цыганский лагерь, где жили энергичные и веселые люди.

Мы не знаем, что произошло с лагерем и куда уехали таджикские цыгане. Однако нам хорошо известно, что в нашем регионе цыганские общины постоянно сталкиваются с угрозами изгнания, оскорблениями и насилием.

Это касается не только выходцев из Средней Азии, но и представителей других этнических групп (например, закарпатских цыган-мадьяров, которые тоже живут в Санкт-Петербурге). На выставке будут также представлены фотографии мадьяров, сделанные Иоакимом Эскилдсеном (Финляндия). Будучи нелегалами, не имея возможности законными способами заработать на жизнь, цыгане-мадьяры живут «на дне», без медицинской помощи, без образования, подвергаясь насилию как со стороны фашистов, так и со стороны милиции (летом 2004 года именно они стали основным объектом милицейской операции «Табор»). Люди, изнуренные трудной жизнью и своим маргинальным положением, должны быть замечены обществом. Мы надеемся, что выставка, посвященная цыганам-мигрантам, будет способствовать началу продуктивного обсуждения этих актуальных проблем.