30.05.2020

Бача-бази: форма сексуальной эксплуатации детей

Палермский протокол (Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми) относит к торговле людьми похищение или получение людей с помощью угроз, злоупотребления властью или уязвимым положением, в целях эксплуатации, в том числе проституции и других форм сексуальной эксплуатации. Под это определение подпадает и бача-бази (бача-бози, бачабозство, бачизм, от перс. «игра с мальчиками») – традиция, существующая со времен средневековья в некоторых центрально- и южно-азиатских странах, когда мальчики-подростки танцуют перед мужчинами в женском образе: в женской одежде и украшениях, могут использовать косметику и даже накладную грудь. Танцы сопровождаются игрой на музыкальных инструментах и песнями, иногда о гомосексуальной любви. «Хозяин» может владеть и распоряжаться мальчиком сам, а может продавать его для танцев и секса другим мужчинам.

Практика бача-бази была распространена в Западном Туркестане во времена Российской Империи и фиксировалась даже при советской власти до 1930-х гг., сейчас она отмечается в Афганистане и Пакистане. В 21-м веке больше всего известно о бача-бази в Афганистане, где эта практика прогрессирует в последние 20 лет, особенно в пуштунских районах на юге и востоке страны, и на севере, в том числе, среди этнических таджиков. Что касается Таджикистана, то в явном виде информации о таком виде эксплуатации детей нет, однако, учитывая тесные отношения между странами, а также проживание этнических таджиков на севере Афганистана (они составляют около трети населения страны), некоторые правозащитники считают, что мальчики, живущие на приграничных территориях, находятся в группе риска. Ухудшают ситуацию жителей юга Таджикистана бедность и низкий уровень образования, сочетающиеся со страхом вооруженных людей, практикующих, по крайней мере в Афганистане, похищение мальчиков.

Парадоксально, что в центральноазиатских и граничащих с ними южноазиатских странах гомосексуальность не только порицается, но и криминализована в Афганистане, Пакистане, Туркменистане и Узбекистане. При этом бача-бази в общественном сознании не считается проявлением гомосексуальности и оправдывается культурной традицией.

Явление бача-бази неразрывно связано с гендерной дискриминацией. Табуированность присутствия в публичном пространстве женщин приводит к их «замене» «танцующими мальчиками». Это негативно сказывается на обеих уязвимых группах: женщины продолжают быть исключены из общественной жизни, остаются взаперти и терпят регулярные унижения и насилие, мужчины видят роль женщин лишь в продолжении рода и обслуживании семьи, в то время как сексуальным объектом для них становятся несовершеннолетние мальчики.

Исследование Hagar International (2013) выявило огромный траффикинг мальчиков в Афганистане; дети старше 14 лет используются скорее для принудительного труда или вербуются для участия в военных действиях, тогда как жертвами сексуальной эксплуатации чаще становятся мальчики до 14 лет, причем не менее 50% из них – это жертвы бача-бази. О распространенности бача-бази в Афганистане могут свидетельствовать сотни видео на ютьюбе с тысячами просмотров. Поправки 2017 года в уголовный кодекс Афганистана запретили практику бача-бази, установив наказание для «хозяев» танцующих мальчиков – до 3 лет лишения свободы, а для некоторых замешанных представителей власти – до 15 лет. Однако шанс привлечения к ответственности виновных крайне низок, в то время как известны случаи уголовного наказания самих «бача»1Европейский офис по вопросам предоставления убежища «Руководство по стране: Афганистан», июнь 2018 года, с. 54 https://www.refworld.org.ru/pdfid/5d31ae9b4.pdf .

Бача-бази — это не только сексуальная эксплуатация детей и способ получения прибыли, но еще и признак статуса и состоятельности для занимающих высокие посты мужчин. Жертвы сексуальной эксплуатации подтверждают, что среди их насильников немало представителей власти, вооруженных сил и полиции. Более того, именно они нередко стремятся обладать самыми красивыми мальчиками и бывают причастны к похищениям детей. Смена власти на более радикальные исламистские силы не прекратила существование бача-бази: многие не считают сексуальные контакты с мальчиками проявлением гомосексуальности, а более строго относятся к запретам на связи с женщинами.

Многолетний вооруженный конфликт в Афганистане сыграл немалую роль в усугублении положения мальчиков: многие остались без отцов и были вынуждены взять на себя обязанности по обеспечению семьи. Усложнила ситуацию и общая атмосфера бесправия, многочисленных нарушений прав человека, неразрывно связанных с войной. Военные, лишенные возможность видеть жен, регулярно сексуально эксплуатировали мальчиков, есть случаи, когда мальчиков использовали для того, чтобы отвлечь или даже убить противников.

Не только последствия вооруженного конфликта, но и ужасное экономическое положение в сочетании с отсутствием образования часто приводят к тому, что мальчики становятся «бача». Особенно уязвимы уличные дети – мальчики из многодетных и бедных семей. Родители продают их в сексуальное рабство, получая за это небольшие деньги, либо сами дети получают незначительное вознаграждение, которое, как правило, отдают своей бедствующей семье. Немногие продолжают жить дома, преимущественно мальчики остаются у «хозяина», в значительной степени прерывая связи с семьей. Иногда детей похищают – родственники или не могут их найти, или не решаются забрать: хозяева будут пытаться вернуть мальчиков, а за попытку бегства их могут даже убить.

Впрочем, не только в этих случаях дети рискуют жизнью и здоровьем. Несмотря на то, что некоторые мальчики говорят, что быть «бача» – это хороший способ заработать, немногие отважившиеся и имеющие редкую возможность общаться с независимыми журналистами и правозащитниками свидетельствуют, что вся их жизнь связана не только с постоянным сексуальным насилием, но и избиениями, унижениями со стороны мужчин, которых они вынуждены обслуживать, и даже с риском лишиться жизни. Известно, что некоторые не в силах терпеть происходящее и пытаются покончить с собой.

По достижении 18-20 лет юноши больше не могут быть «бача», но многочисленные психологические травмы мешают выросшим «танцующим мальчикам» вести обычную жизнь. Некоторым состоятельные хозяева обещают устроить свадьбу, взяв на себя большие расходы, тем самым снимая это бремя с родителей или самого мальчика. Других бывшие хозяева могут продолжать поддерживать, находят им работу, либо приглашают их обучать новых «бача». Если позволяют средства, то, перестав танцевать, мальчики сами заводят бизнес бача-бази, обучают других тому, что знают сами, и зарабатывают деньги уже на них, продолжая анахроничную традицию и воспроизводя собственный опыт. Но большинство выросших «бача» остаются на улице: без образования, без навыков и умений, которые помогли бы им найти работу, с искалеченной психикой и иногда здоровьем, нередко без связей с семьей и без крова. Некоторых это вынуждает к единственному доступному способу заработка – проституции.

Подвергнуться сексуальному насилию в Афганистане рискуют и мальчики, находящиеся в, казалось бы, благополучном положении: так, в 2019 году достоянием гласности стали сотни случаев изнасилования, совершенные в одной из провинций учителями школ, а также чиновниками и полицейскими, к которым мальчики пытались обращаться за помощью. При этом нормализация сексуального насилия над мальчиками в стране такова, что преследованиям подверглись не насильники, а активисты, проводившие независимое расследование и привлекавшие внимание к преступлениям, в то время как власти отрицали проблему. Жертвы насилия не получили помощи и поддержки: сообщалось о том, что некоторых мальчиков изгнали из семей и даже убили (возможно, талибы или родственники). Складывается двойственная ситуация, в которой, с одной стороны, общество не приемлет жертв изнасилований, а с другой — изнасилование в форме бача-бази не осознается как таковое и считается общественной нормой.

Инесса САХНО

Exit mobile version