09.04.2011

Борьба с дискриминацией женщин– «радикальная идея»?

Хотя за прошедший век многое действительно изменилось в положении женщин, но проблема прав по-прежнему остается не только не решенной, но во многом и не признанной. Во многих традиционных общинах все еще, как и сто, и тысячу лет назад, никто и не думает признавать равенство полов: само собой разумеющимся считается подчиненное положение женщины, ее полное бесправие. Но и в тех странах и обществах, где равноправие мужчин и женщин давно признано бесспорной нормой жизни, на деле принцип равенства полов реализуется далеко не во всем. Скольких женщин — глав государств мы знаем? Сколько женщин среди ведущих экономистов мира? До сих пор людей удивляет, когда во главе страны, большой фирмы или банка оказывается женщина, до сих пор даже в самых продвинутых странах это скорее исключение. На любой фотографии сильных мира сего — будь то очередная встреча «большой восьмерки», «двадцатки» или хоть «сотни» —з женщин не больше 10%, и это обычно никого не возмущает. В этом году о некотором неприличии столь очевидного «гендерного перекоса» догадались организаторы ежегодного форума в Давосе и попытались исправить ситуацию, впервые назначив минимальную норму присутствия женщин: было заявлено, что среди участников форума не менее четверти должны быть «участницами». Это волюнтаристское решение вызвало целый переполох – оказалось, найти столько женщин необходимого карьерного уровня все еще трудно, если не нереально. Что может быть красноречивее этого печального факта – женщин больше, чем мужчин, но их более чем в четыре (а скорее в десять) раз меньше среди тех, кто правит миром…

 

Столетней давности вопрос о политических и экономических правах женщин тем самым остается далек от успешного решения: у руля и у казны почти везде остаются мужчины. Простые же женщины часто не защищены и от древних, как мир, форм дискриминации и насилия — неравного положения в семье, низкой оплаты тяжелого труда, права быть избранной (даже если и соблюдается право голосовать, то это вовсе не значит, что женщина может попытаться сама стать политиком). Огромное количество женщин в мире не получает качественного образования, поскольку образование девочек ценится многими гораздо меньше, чем обучение мальчиков. Женщинам-одиночкам, пробившимся в большую науку, в большой бизнес или в политику, крайне трудно работать, постоянно ощущая недоверие окружающих, их одновременно повышенное любопытство и заниженную оценку коллеги-женщины. Женщины часто становятся жертвами насилия — дома, на работе и на улице.

 

Все это — общеизвестные вещи, вряд ли кто-нибудь, положа руку на сердце, сможет утверждать, что не знает о том, что быть женщиной всегда и везде – труднее. Но почему-то, несмотря на всю очевидность проблемы, касающейся — без преувеличения — всего человечества, тема прав женщин все еще вызывает недоумение, а порой и смех даже у многих профессиональных правозащитников. Многие готовы признать, конечно, драматическим нарушением прав человека ситуацию в Афганистане, Иране или более близкой нам республике Чечня, где женщин заставляют носить платки или паранджи, забивают насмерть камнями или обливают на улицах краской за малейшее отступление от диких традиций. Но то, что и наше — российское, московское или петербургское общество — оставляет желать много лучшего в плане отношений к женщинам и их правам, многим приходится доказывать. Хотя что уж тут доказывать — достаточно вспомнить о том, как воспринимает население нашей страны (между прочим, первой формально уравнявшей права мужчин и женщин, аж в 1917 году, сразу после февральской революции) этот самый праздник — 8 марта. Парадоксальным образом, день борьбы за права трудящихся женщин стал у нас  не только официальным выходным, но и самым выражено дискриминационным днем — когда женщинам говорят столько обидной чуши под предлогом поздравлений, что хватает потом на год вперед. Официальный сайт премьера РФ приводит слова председателя правительства, которыми он «поздравил журналисток правительственного пула и всех женщин России с наступающим праздником» (http://premier.gov.ru/events/news/14380/index.html) : «Женщина дает всем нам жизнь. Мы все должны быть благодарны женщине за то, что она дает нам жизнь… Женщины всегда и во всем сопровождают нас по жизни. И конечно, мы, мужчины, очень хотим, чтобы женщины были украшением нашей жизни. Но становится ли женщина украшением нашей жизни — это зависит прежде всего от нас.» Итак, женщина дает жизнь «всем нам», а мы – это кто? «Мы — мужчины», говорит премьер, уточняя, что «от нас» — то есть от мужчин — зависит, «станет ли женщина украшением нашей жизни». От мужчин, значит, зависит, чем станут женщины, а что же зависит от женщин? Видимо, роль женщин, хоть и почетная, но простая: давать жизнь и потом «всегда и во всем сопровождать». Кто сказал, что положение женщин в России изменилось за последние сто лет? Разве не мог именно такие слова сказать ну хоть бы и Николай Второй, если бы имел привычку поздравлять журналисток царского пула с 8 марта?

 

Слова Путина перекликаются с позицией более одиозного политика современной РФ:президент Чечни Кадыров тоже считает, что «женщина должна дарить любовь нам» — то есть и он противопоставляет «нас, мужчин» — «ей, женщине» (характерно и совпадение в употреблении множественного числа по отношению к представителям своего пола, при том что женщина называется в единственном числе — как нечто безликое и лишенное индивидуальности). Но, разумеется, Рамзан Кадыров позволяет себе высказаться более определенно: «Женщина должна знать свое место… Собственностью должна быть женщина» (из отчета Хьюман Райтс Вотч «Женщина должна знать свое место.  Насаждение исламского дресс-кода для женщин в Чечне» (март 2011)).

 

Слова генерального секретаря ООН Пан Ги Муна о том, что «сто лет тому назад, когда мир впервые отмечал Международный женский день, концепции равенства между мужчинами и женщинами и расширения прав и возможностей женщин относились, преимущественно, к числу идей радикального характера», звучат актуально в РФ и сегодня. Идея равенства полов все еще — «преимущественно радикальная».

 

Между тем, согласно данным ООН, разрыв между зарплатами мужчин и женщин в России составляет более 30%, руководящие должности занимают в основном мужчины, а все госструктуры, защищающие права женщин, были ликвидированы. Женщины, считают в ООН, мало представлены в выборных органах: в частности, в Госдуме пятого созыва (2007—2011 года) только 13,8% депутатов женщины, а в правящей партии «Единая Россия» их 14%. В Совете Федерации количество женщин составляет 4,7% его состава.

 

Под давлением международного сообщества власти РФ начали разрабатывать закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации». Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по запрету всех форм дискриминации женщин, но само понятие дискриминации никак не определено в российских законах.А ведь проблема дискриминации существует в самых разных формах, нередко — увы — сочетающихся: дискриминация женщин из числа дискриминируемых этнических меньшинств дает так называемую «двойную дискриминацию». Бесспорно, найти работу труднее женщине, еще труднее – цыганке. А если эта цыганка еще и относится к экономическим мигрантам, которые дискриминируются повсеместно по принципу гражданства? Это уже получается тройная дискриминация. А ведь к этому могут добавиться и другие индивидуальные особенности человека, ведущие нередко к дополнительной дискриминации — возраст, состояние здоровья, бедность. Только комплексный антидискриминационный подход, только признание всех форм дискриминации недопустимыми, требующими немедленного практического реагирования для исправления ситуации поможет достичь реального, а не мнимого (как наш светлый праздник 8 марта) прогресса. Требуется объединение усилий всех — мужчин и женщин, граждан и неграждан, людей всех этносов, религий и возрастов для отстаивания первого и главного правозащитного принципа: мы все рождаемся «равными в правах», надо и жить так — равноправно.

 

Стефания Кулаева

this post is also available in: Английский