13.01.2011

ДЕТЯМ-СИРОТАМ НУЖНА ОПЕКА

За последние  несколько лет в нашей стране участились случаи насилия над детьми, возросло число детей, оставшихся без попечения родителей. Так, большой резонанс в обществе получило дело об избиении приемного мальчика, трехлетнего Глеба Агеева. В судьбе детей, у которых нет родителей или есть приемные, огромную роль играет орган опеки и попечительства, который по ст. 121 Семейного кодекса обязан выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей, выбирать формы их устройства, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Опека назначается  над лицами, не достигшими 14-летнего возраста, после 14 и до 18 лет может быть установлено только попечительство. Опеку можно оформить только при отсутствии родителей или лишении их родительских прав. Опекунами (попечителями) могут быть назначены родственники или другие лица по решению суда. Однако мы убедились, что оформить опеку над детьми в случаях с цыганскими детьми невероятно трудно.

О семье, в которой  трое несовершеннолетних детей (Андрею 14, Миле 15 и Джовани 9лет), я узнала еще год назад. Они живут с бабушкой, которая их воспитывает с детства. Раньше с ними жил еще дедушка, он получал пенсию и они хоть как-то сводили концы с концами, но в мае прошлого года он умер, и пенсию в семье больше никто не получает – денег в семье нет. Я решила помочь бабушке оформить над этими детьми опеку и попечительство – ведь без законных представителей дети не могут получить ни паспорт, ни другие документы. Первым делом мы поставили в известность орган опеки и попечительства: сообщили, что родители бросили детей еще в детстве и их воспитывает бабушка, которая, несмотря на бедность, не отдала их в детский дом, устроила их в школу, следит за их здоровьем. Где находятся их родители, мы не знаем, они не интересовались своими детьми уже много лет. Из органа опеки нам пришло письмо со списком документов, которые необходимо собрать для оформления опеки.

Самым сложным  оказалось получение справки  из милиции о местонахождении родителей. Конечно, мы обращались непосредственно в отделение милиции по месту жительства с заявлением о розыске, но его отказывались принимать у нас, как только речь заходила о национальности родителей, – они цыгане, а с цыганами никто не хотел связываться. Нас отправляли в областное отделение милиции, а оттуда опять по месту жительства. За полгода на письма никто не ответил, заявление так и не приняли. Мы жаловались в ГУВД, но оттуда пришел ответ лишь о том, что разыскиваемые нами родители ни в моргах, ни в местах лишения свободы не значатся. Этот ответ мы и понесли в орган опеки, но там его не приняли: сказали, что их устроит только номер розыскного дела. Сами же работники органа опеки сотрудничать с нами отказывались, со своей стороны никаких действий не предпринимали.

А дети все это  время жили с бабушкой, Андрею, самому старшему мужчине в семье, пришлось бросить школу, чтобы зарабатывать деньги и помогать бабушке. Сотрудников  органа опеки этот факт не устроил, и они сообщили, что не будут выплачивать деньги на тех детей, которые не посещают школу. Это, конечно, их прихоть: никакими законами это не подкреплено, но из этого заявления видно отношение руководителя органа опеки к проблеме детей.

Дальше возникли новые трудности: Андрей и Джовани прописаны с бабушкой в доме, а у Мили регистрации нет. Для того чтобы сделать ей регистрацию, нужны законные представители, а для того, чтобы бабушка стала ее законным представителем, необходимо оформить опеку, а опеку оформить бабушка не может, пока у девочки не будет регистрации. Этот замкнутый круг разорвать невозможно: чиновников не интересуют дети, у них есть должностная инструкция, за рамки которой они даже в мыслях выйти не могут! Или – чаще всего – чиновники оказываются просто некомпетентными и в таких нестандартных ситуациях не могут действовать и принимать решения.

Наконец, после жалобы в прокуратуру на бездействие сотрудников милиции и органа опеки, участковый милиционер пришел в табор, чтобы опросить соседей, один из которых сказал, что возможное место нахождение родителей – город Москва. После этого участковый направил в орган опеки письмо о том, что бабушка теперь знает местонахождения родителей и розыск родителей и Мили Михай они считают целесообразным прекратить. Эти господа так и не поняли, что Миля Михай – это та самая девочка, над которой бабушка и хочет оформить опеку.

В настоящее  время нами собраны и предоставлены  в орган опеки все справки, но решение о назначении опеки над детьми так и не было принято. Ответ один и тот же: предоставьте номер розыскного дела.

Юридическая процедура  оформления опеки такова: первым делом  необходимо известить орган опеки  о том, что дети находятся без  попечения родителей. Дальше необходимо собрать документы для оформления опеки. Если опекуном хотите быть вы, нужно будет представить документы о состоянии вашего здоровья и материального благополучия – это заключение врачей-специалистов, справка о доходах, справка, подтверждающая отсутствие судимости, выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение. А также справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, паспорт и заявление с просьбой о назначении опекуном.  Далее, в соответствии с Постановлению Правительства РФ от 18.05.2009 г. №423, орган опеки должен в течение 15 дней принять решение о назначении заявителя опекуном (или выдать отказ с указанием причин).

В нашем случае орган опеки попросил представить документы, которые не значатся в списке утвержденных Правительством РФ – это справки с места учебы детей, документы, подтверждающие, что родители лишены родительских прав. Это не наша задача – предоставлять документы о местонахождении родителей! Но о розыске мы обращались в отделение милиции по месту жительства. Участковый обязан был известить отдел по делам несовершеннолетних о том, что в поднадзорном им районе находятся дети без попечения родителей, а также сразу сообщить в орган опеки. Судя по тому, что весь год никто не предпринимал никаких действий, ни участковый, ни сотрудники опеки и ОДН не заинтересованы в том, чтобы соблюдались права ребенка.

Мы собираемся обжаловать бездействие органа опеки и попечительства в суде.

Екатерина ДИКОВСКАЯ

 

 

Exit mobile version