Организация UNITED, с 1993 года реализующая различные кампании, направленные на борьбу с национализмом, фашизмом, расизмом, а также на поддержку мигрантов и беженцев, 13-18 октября 2014 года в Грузии провела свою 48-ю конференцию. Тема была сформулирована так: «Что разделяет Европу? Построение общего между традиционными ценностями и правами человека». В конференции приняли участие представители некоммерческих организаций более чем 30 стран, включая Россию. Они обсуждали вопросы взаимодействия так называемого большинства с меньшинствами, проблемы, с которыми сталкиваются различные меньшинства, конфликт «традиционных ценностей» и прав человека в сообществах мигрантов, вопросы существования в обществе с традиционными ценностями ЛГБТИ-меньшинств, связь языка вражды и «традиционных ценностей». Последняя тема была поднята на семинаре, организованном отделом БДИПЧ ОБСЕ по борьбе с преступлениями на почве ненависти.
Эксперт АДЦ «Мемориал» организовал политическое кафе (дискуссию) “Причины несоблюдения права на образование цыганских детей: проблемы традиционных ценностей или подход государственных органов”. Несмотря на то, что право на образование считается одним из основных прав ребенка, на сегодняшний день оно не реализуется во многих странах и сообществах, и в особенности это касается детей, принадлежащих к меньшинствам. Так, систематически нарушаются права цыганских детей в России.
С одной стороны, многие цыганские родители пытаются добиваться создания должных условий для образования их детей, но часто их попытки не имеют успеха: для цыганских детей предлагается обучение в школах-интернаты восьмого вида, обучение по программе седьмого вида (все это – без должных оснований и медицинских показаний), обучение в школе для детей из неблагополучных семей. В России широко распространена практика сегрегированного обучения в «цыганской школе» или «цыганском классе». Иногда на требования родителей представители власти отвечают угрозами сносов цыганских поселений (так произошло в 2014 году в поселке Пери Ленинградской области и в 2010 году в Тамбовской области, где цыганские дети обучаются в отдельных «цыганских школах», где качество образования крайне низкое и дети не переходят в среднюю школу, заканчивая в лучшем случае только начальную).
С другой стороны, образованию цыганских детей мешают так называемые «традиции», то есть традиционно низкая мотивированность родителей к образованию. В этом случае государственные органы тоже никак не стараются защитить права детей: не создают в школе привлекательных условий, которые могли бы повлиять на повышение престижа образования (например, в школах не организуют группы продленного дня, хотя из-за крайней бедности многие дети не могут делать уроки дома (нет письменного стола, школьных принадлежностей, книг; малограмотные родители не могут помочь детям с уроками). В определенном смысле школе проще согласиться с «традиционными» взглядами на образование, чем попытаться изменить ситуацию. А драматическим следствием незанятости детей в школе становится практика ранних браков и раннее начало трудовой жизни цыганских детей.
Таким образом, государственные органы не должны соглашаться с «традицией», которая нарушает права детей. Вместо обычных утверждений о том, что «цыгане сами не хотят учиться», которые оправдывают собственное бездействие, власти должны обеспечить реализацию права цыганских детей на образование.