16 ноября 2011 года, по иронии судьбы — в Международный день толерантности, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга приняло в первом чтении проект закона о «запрете пропаганды мужеложства, лесбиянства, бисексуализма и трансгендерности». Дальнейшее рассмотрение законопроекта было отложено — в том числе из-за протестных акций ЛГБТ-активистов, российских и международных правозащитных организаций, которые напомнили законодателям, что предлагаемый проект не только способствует дискриминации довольно значительной группы людей, но и не соответствует нормам российского и международного законодательства.
В то же время, законопроект получил одобрение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая предложила вынести его на федеральный уровень. Инициативу подхватил вице-премьер Дмитрий Козак: на пресс-конференции 2 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге он отметил, что пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений — «это омерзительное занятие» и призвал «подумать над этой темой на федеральном уровне». Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поддержал Козака, отметив, что, если закон будет принят «он будет служить на пользу общественной морали» (lenta.ru, ссылки по «Интерфакс»). Впоследствии пресс-служба Д.Козака опровергла эту информацию, указав, что эти негативная оценка касалась только пропаганды педофилии, тоже упомянутой в законопроекте. В любом случае, всплеск «законодательной гомофобии» под предлогом борьбы за общественную нравственность настораживает.
Эволюция российской законотворческой гомофобии
Происходили эти события как раз накануне мартовских выборов-2004, в сентябре 2003 года. Именно тогда наш «герой» внес на рассмотрение законопроект, дополняющий статью 242 Уголовного Кодекса РФ следующей формулировкой: «Пропаганда гомосексуализма, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, в том числе выражающаяся в публичной демонстрации гомосексуального образа жизни и гомосексуальной ориентации, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет».
О каких должностях шла речь, было относительно ясно: в проекте закона пояснялось, что речь шла о преподавании, воспитании детей и других подобных занятиях. Однако проект никак не объяснял, что же такое «пропаганда гомосексуализма», если не считать маленького дополнения: «в том числе выражающаяся в публичной демонстрации гомосексуального образа жизни и гомосексуальной ориентации». О том, каким образом можно демонстрировать гомосексуальный образ жизни и сексуальную ориентацию, приходится серьезно задуматься, чтобы представить себе этот процесс. Для людей советских времен это однозначно трактуется в духе УК РСФСР как секс между мужчинами. Женщин гомосексуальной ориентации УК советского образца обходил в своих статьях, впрочем, как и обыватели в своих предрассудках. То, что гомосексуальность — это не только и не столько однополый секс, до сих пор не все еще знают и понимают. И вот на этом незнании и терминологической многозначности и была основана уловка чуевской статьи.
Что такое «пропаганда» в чистом виде? Это слово с латинско-церковными (!) корнями дословно означает «подлежащая распространению вера». Толковые словари определяют смысл слова как попытку изменения мнений и убеждений людей с помощью каких-либо символических образов (слов, лозунгов, медиа и т.д.). Все то же самое справедливо и в отношении «распространения информации» и «образования», но с одной принципиальной разницей. «Пропаганда» — манипулятивная практика распространения информации, которая добивается своих целей фильтрацией информации, искажением либо фальсификацией фактов, чтобы достичь максимального эффекта влияния на эмоции и разум людей. И тут пропаганда делится на позитивную и негативную (например, пропаганда здорового образа жизни — и пропаганда этнической напряженности).
Что такое «гомосексуальность» — тоже несложно понять. Гомосексуальность — это не форма сексуальной практики в терминах бывшей 121-й статьи УК. Гомосексуальность, как и гетеросексуальность, — это совокупная способность человека испытывать эмоциональное, романтическое, эротическое и сексуальное влечение к представителям своего или, соответственно, противоположного пола. В этом смысле «гомосексуализм», как и любой «-изм», — это полный лингвистический и лексический атавизм (тоже «-изм»), потому что с позиции современной медицины и психиатрии любая сексуальная ориентация не является медицинским диагнозом. Но и каким-либо особым видом идеологии гомосексуальность также не является. То есть теоретически, конечно, может существовать какая-нибудь гей-евгеника, например, но достоверных примеров такой формы идеологии ни в прошлом, ни в настоящем не известно. Надо признать, что доминантами некоторых идеологий могут являться различные личностные характеристики человека, такие как пол (сексизм) или этническая принадлежность (национализм). Точнее, к идеологизации приводят не сами по себе качества человека, а слепая вера в превосходство этих качеств над другими. И в этом смысле, возвращаясь к сексуальной ориентации, на память не приходит ни одного человека или организации ни у нас, ни за рубежом, которые бы продвигали идею превосходства гомосексуальности над гетеросексуальностью. Наоборот, подобные вещи, как правило, происходит со стороны борцов с ЛГБТ-активистами. Но это уже предмет другой статьи. Кстати, гей-активизм или ЛГБТ-активизм, не смотря на то, что это тоже «-измы», какой-то формой идеологии или пропаганды не являются, потому что понятие «активизм» в современном языке понимается как определенная деятельность в поддержку дискриминируемой группы людей или общественных процессов (например, феминизм или экологический активизм).
Исходя из вышеописанного, можно попытаться понять словосочетание «пропаганда гомосексуализма». С натяжкой это можно описать как «определенная манипуляция фактами и искаженными представлениями с целью продвижения идеи превосходства гомосексуальной ориентации над гетеросексуальной». Ведь получается так? Это некий миф, или «фейк», который придумали идеологи от «сильных мира сего» — от светской и религиозной властей. Этакий совместный проект, тем более что в России РПЦ все сильнее внедряется в политику и общественные процессы.
Все в том же 2003 году, в декабре, законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за пропаганду гомосексуализма, в Государственной Думе был отклонен. В марте 2004 года успешно прошли выборы. Народ дал Путину кредит доверия на второй срок. Уже в мае законопроект был внесен повторно в надежде на обновившийся после выборов состав Думы, но тоже безуспешно. Последняя попытка состоялась в мае 2006 года, как раз накануне первого майского гей-прайда в Москве. Именно 2005-2006 годы можно считать началом правозащитной деятельности в защиту ЛГБТ, которую иногда называют третьей волной активизма.
Примерно в то же время, в мае 2006 года, Дума Рязанской области принимает дополнения к местному закону об административных правонарушениях в виде статьи 3.13 «Публичные действия, направленные на пропаганду гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства) среди несовершеннолетних». В отличие от федеральной инициативы с уголовной статьей за пропаганду, рязанская инициатива с административными штрафами за так называемую «пропаганду гомосексуализма» была принята думцами единогласно. Далее наступила эпоха затишья в публичных действиях по «борьбе за нравственность» и активный период в борьбе с политической оппозицией.
Наступает пора очередных выборов, в которых, как когда-то в 2004 году, среди прочих граждан будет участвовать Владимир Путин. Выборы 2008 года, на которых президентом РФ стал Дмитрий Медведев, прошли без нравственно-идеологической подготовки электората. Но сейчас ситуация другая. Доверие к Путину уже не то, что раньше. Но что может лучше сплотить народ в едином порыве, если не образ единого врага или беды, которая угрожает всему обществу, государству и его обороноспособности? Америка в роли врага уже почти вышла из моды, если не брать во внимание ряд идеологов-политиков, для которых электорат со следами советского менталитета все еще является основным. Мировой терроризм все еще актуален, но уже не так действует на сознание обывателя. Бороться с реальными бедами и напастями в виде дураков и дорог как-то дорого, да и чревато сложностями. По-настоящему вкладываться в социальную сферу и медицину — вообще работа почти непосильная и многолетняя, дающая результат в отдаленной перспективе. Но результат вложений нужен здесь и сейчас, ведь выборы уже не за горами.
Можно принять ряд популярных, точнее, популистских мер: накануне выборов кому-то пенсии поднять, кому-то зарплаты, и придумать несколько решений, которые не стоят ни копейки — этакие пустышки. Например, история с зимним-летним временем вообще не потребовала абсолютно никаких затрат. Люди довольны стабильностью хода времени, как и любой другой стабильностью, а дополнительное очко в копилку доверия «ЕдРо» обеспечено. И неважно, что на протяжении нескольких лет эти же идеи продвигались другими партиями. Президент сказал здесь и сейчас, а вертикаль партии реализовала. И много таких «забот» о народе уже было накануне выборов и еще будет.
И, наконец, идеологи «Единой России» совместно с религиозными деятелями окончательно оформили еще один такой социальный «ход конем», троянским конем по всем канонам военного жанра. Решили сплотить людей в предвыборном порыве в страхе перед мифическими развратниками, отовсюду тянущими руки к самому ценному, что есть у людей, — к детям. Забота о нравственности несовершеннолетних — это хорошо и правильно, только почему-то акцент делается на публичных акциях ЛГБТ-активистов и информации о них в СМИ. По многим каналам ТВ и в других СМИ за последний год-два прокатилась волна «артподготовки» с историями о поимке педофилов с обязательным упоминанием в одном информационном блоке и про «пропаганду», и про сексменьшинства. Кстати, еще один новый терминологических монстр идеологов: с их легкой руки «сексуальные меньшинства» за несколько лет превратились в “сексменьшинства”, то есть из группы людей с вариантом сексуальной ориентации в меньшинство по «сексу», чем полностью замещена исходная семантика англоязычного слова «sex», которое означает «пол». Впрочем, большая часть электората английского языка все равно не знает, не говоря уже о латыни.
Наступил 2011 год, обозначились позиции кандидатов в президенты, стало понятно, кто куда планирует идти и с кем договаривается. Предвыборная кампания идет полным ходом. Летом 2011 года Архангельское областное собрание депутатов по инициативе Александра Дятлова рассмотрело проект о внесении изменений и дополнений в закон «Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области». Оказывается, федеральные законы в этой сфере не действуют, поэтому придумываются региональные, причем в каждом субъекте свой закон. Единственное изменение и дополнение — это статья 10 с формулировкой «Меры по недопущению публичных действий, направленных на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних». Финансово-экономическое обоснование проекта закона особо подчеркивает, что «принятие проекта областного закона не повлечет дополнительных финансовых расходов», что явно подкупало заседателей. Хорошее дело в защиту детей, да еще совершенно бесплатно! Председатель Комитета по образованию и высшей школе Игорь Чесноков, более сведущий в терминологии, предложил дополнить законопроект положениями, «запрещающими публичные действия, направленные на пропаганду бисексуализма и трансексуализма». В сентябре 2011 года закон, принятый единогласно, вступил в силу. Инициаторы в лице депутата Александра Дятлова пообещали продолжить работу в других регионах.
11 ноября 2011 года проект похожего закона снова по инициативе «Единой России» в лице Вячеслава Макарова был внесен в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Законопроект предполагает наложение штрафов за «публичные действия, направленные на пропаганду мужеложства, лесбиянства, бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних». Аналогичные штрафы единороссы предлагают установить и за «пропаганду педофилии». Примечательно, что «гомосексуализм» петербургские депутаты ЗАКСа заменили на «мужеложство», ностальгируя или подготавливая электорат к возвращению пресловутой 121-й статьи УК.
Петербург — более продвинутый в культурном, экономическом и образовательном плане регион России, чем многие другие. Здесь действуют несколько правозащитных ЛГБТ-организаций, неоднократно проводились публичные акции в защиту прав ЛГБТ, дважды (в 2010 и 2011 гг.) проходила манифестация гей-прайда. И в нашем городе законодатели уже не ограничились одной «пропагандой гомосексуализма», а добавили полный набор из акронима ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры). Кстати, это первый закон в России, где встречается слово «трансгендерность», даже в Архангельской области предлагалось в поправке добавить «транссексуализм». Сказывается образованность петербургских законодателей. Следовательно, публичные акции в защиту прав ЛГБТ проводились с пользой…
Налицо манипуляция понятиями и подмена федеральных законов региональными, которые направлены на запрещение любой публичной правозащитной деятельности ЛГБТ-активистов и ЛГБТ-организаций. Получается, что по мнению региональных законодателей федеральные законы в защиту сексуальной неприкосновенности несовершеннолетних неработоспособны, а вот защита от пресловутой «пропаганды гомосексуализма» даст какие-то плоды. Следует напомнить, что по результатам статистики более четверти преступлений, связанных с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних, совершается членами семьи или ближнего круга общения семьи. Подобные законы под маской заботы о нравственности несовершеннолетних в реальности направлены на ограничение свободы слова и свободы собраний для ЛГБТ.
Примечательно, что новость о принятии к рассмотрению законопроекта в Петербурге в новостных лентах прошла 11.11.11 в 11 часов. Такая вот каббалистика законотворчества получается.
Юрий Гавриков