26.10.2013

Ежегодная конференция цыганских студентов

В Санкт-Петербурге 2-3 июля 2013 года прошла очередная ежегодная конференция цыганских студентов – стипендиатов Ромского образовательного фонда. Более 50 участников из России, Украины и Молдовы смогли увидеть друг друга, рассказать о своих достижениях, обсудить общие проблемы. Поскольку в этом году конференцию организовывал АДЦ «Мемориал», то и программа конференции состояла из лекций и семинаров, посвященных защите прав меньшинств, прав цыган в России и постсоветских странах, европейским и мировым стандартам в области прав человека.

В этом выпуске Бюллетеня мы публикуем размышления российских стипендиатов Ромского образовательного фонда о положении цыган в России, о дискриминации и возможной интеграции цыганского меньшинства, о своем профессиональном пути.

Екатерина Абальмас (Тула)

Чтобы интеграция цыган в странах их проживания происходила, необходимо осознать эту потребность. Я это говорю, так как могу каждый день наблюдать довольно неуспешный опыт этой самой интеграции. Я живу в поселке Плеханово, на территории которого находится цыганский табор, один из самых больших в России. Средняя семья в таборе – мама, папа, четверо детей. Отец семейства занимается обычно сбором металла для последующей продажи. Мать – воспитанием детей, уборкой, варкой, жаркой, стиркой, вечером может сходить в гости к родственникам. Дети бегают, играют с утра до вечера.

Основным праздником является свадьба. Браки заключают в таборе очень рано. Детей много, они не успели вырасти – свадьба, свадьба – смена статуса, появляются дети, и так по кругу. Такое впечатление, что в таборе живут довольно самодостаточные люди, у которых все, что нужно для счастья, рядом. О том, что есть жизнь за пределами табора, они иногда вообще забывают. О какой интеграции может тогда идти речь?

Те цыгане, которые живут не в таборе, почему-то отлично себя чувствуют в русском обществе. Я не говорю, что они ассимилировались, нет – они так же хранят и чтят все традиции и обычаи. Вообще самобытность каждого народа важна, иначе мы будем все ходить в одинаковых вещах, слушать одну и ту же музыку и пить кока-колу. Например, я отношусь к цыганскому этносу под названием «кишиневцы». Мои предки перестали селиться компактно где-то с двадцатых годов двадцатого века. Многие из моих братьев и сестер учатся. Нас уважают русские, и мы уважаем их. Таких проблем с интеграцией, как у представителей кэлдэрарского этноса (это жители табора) у нас нет. Почему же так? И как им помочь? Неужели проблема в самом компактном поселении?

Я считаю, что проблему не надо искать где-то далеко и отвлеченно, проблема в самих людях. Чтобы решить эту проблему, ее надо осознать. Все граждане Российской Федерации имеют равное право на доступ к социальным услугам и качественному образованию на всех уровнях, а также одинаковые возможности для участия в политической жизни страны, только жителям табора это почему-то вовсе не интересно. Как повысить интерес? Если честно, не знаю. Своим примером я всячески пытаюсь показать, что учиться – это значит открывать для себя новые просторы, узнавать мир, ощущать себя частью этого мира. И то, что творится в твоей стране, должно волновать так же, как и то, что происходит в твоей семье. Нужно ходить на выборы, ведь твой голос может изменить судьбу страны. Я секретарь избирательного участка №150 – он как раз находится в «цыганской школе», в таборе. Я надеюсь, что на выборы главы поселка Плеханово придут все взрослые жители табора.

Эйнар Галей (Москва)

Очень часто на цыганских мероприятиях различного уровня поднимается вопрос о дискриминации цыган. И мне не нравится, что люди, которые бурно обсуждали эту проблему и придумывали, как решить ее, опускают руки буквально на следующий день, а не переводят разговоры в действие. Почему это происходит?

Из-за того, что в нашем обществе слишком много суеты, из-за которой люди боятся делать что-то, кроме зарабатывания денег. Мы чаще видимся на праздниках и гуляниях, вместо того чтобы сплотиться и собраться по серьезному поводу. Нужно выявить неформальных лидеров нашей нации, чтобы они призвали людей к росту, прежде всего личностному. К сожалению, этим занимается только пара людей в России, и молодежи среди них нет. Нам нужен авторитетный лидер – как Мартин Лютер Кинг у чернокожей Америки в свое время. Раз у них получилось выбраться из ямы расизма и дискриминации, может быть, и у нас получится. Наши проблемы не решатся сами по себе.

Что касается меня, то негативные высказывания по поводу моей национальности я слышал всего лишь пару раз в жизни. И всегда и всем доказывал что стереотипы, придуманные про цыган, всего лишь стереотипы и наша культура намного обширней, чем себе представляют другие.

К сожалению, я все чаще встречаю цыган, которые позиционируют себя как представители других народов – например, как кавказцы. Это можно объяснить тем, что молодежь Кавказа намного сплоченней нашей, а наша молодежь ищет силы и поддержки, которую не находит среди своих. Я знаю и кандидатов наук среди цыган, они прекрасные люди. Но мне кажется, что большинство цыган, которые добиваются таких званий, не афишируют свою национальную принадлежность или вовсе скрывают ее. Мне кажется, это разрушает как всю нацию, так и самих людей, которые меняют свою родную культуру на культуру других наций. Мы стали забывать наши песни и стали забывать, как танцевать цыганскую польку.

В основном, права у людей по законодательству одни и те же в большинстве стран мира. И если нарушаются права цыгана, нарушаются права в первую очередь человека. И цыгане должны знать эти права. Большое количество проблем у нашей нации, на мой взгляд, из-за неграмотности. У нас очень мало образованных людей. К сожалению, часто дети пятнадцати лет вынуждены работать на благо семьи. Хотя я не отрицаю, что практика важнее, чем теория, но мы – цыганские студенты – должны показать молодежи, что можно жить и по-другому.

 

Рамина Войтеховская (Смоленск)

Окончив школу искусств по классу фортепиано и среднюю школу, я решила не останавливаться на достигнутом. «Зачем стоило семь лет ходить в музыкальную школу, чтобы свидетельство об окончании где-нибудь пылилось?» – задала я себе вопрос и, недолго думая, подала документы в музыкальное училище на вокальный факультет.

Я поступила, четыре учебных года пролетели незаметно, наступил важный момент – подготовка к выпускным экзаменам. Я по многу раз прослушивала записи с исполнением выбранных мной произведений. Изучила биографии композиторов, написавших их, смотрела видео, посещала уроки актерского мастерства и сценической речи для того, чтобы подобающе держать себя на сцене, – в общем, старалась изо всех сил. И в один прекрасный день мой педагог по специальности предложил мне принять участие в конкурсе.

Надо сказать, что до того момента я много раз ездила на такие мероприятия и знаю, как они «закаляют» певцов. Это помогло бы мне сделать так называемую «репетицию» экзамена, на что я и согласилась. В январе 2012 года я стала лауреатом второго Международного конкурса-фестиваля «Новые вершины», проходившего в Нижнем Новгороде. А потом я получила диплом с отличием об окончании училища, и после исполнения госпрограммы педагог, которая приехала нас оценивать, предложила мне подать документы в Москве, в РАМ им. Гнесиных.

Хотя я очень люблю искусство, время меняется, меняются и приоритеты. Сейчас я мечтаю стать дипломированным специалистом в сфере юриспруденции и принимать участие уже не в музыкальных конкурсах, а в научных конференциях, посвященных разным вопросам права.

Цыгане – народ со своими традициями, культурой, кухней и, к сожалению, с низким уровнем образования и интеграции в странах их проживания. Какими методами мы можем решить эти проблемы? Мне кажется, главной причиной того, что цыгане предстают в глазах других национальностей в не лучшем свете,-– это то, что наши цыганские семьи ведут закрытый образ жизни, некоторые родители не позволяют своим детям играть с «чужими» детьми, не пускают их в детские сады, школы, не говоря уже об обучении взрослых девушек в вузах, ведь для некоторых родителей такое явление есть серьезное нарушение традиции. Люди других национальностей, живущие рядом, не знают, как воспитываются цыганские дети, чем живут их родители. «Будешь баловаться, отдам тебя цыганам…» – говорят гадже, пытаясь напугать своего ребенка и тем самым пресечь в будущем попытку общения их с рома. Однако все можно исправить. Для того чтобы тебя принял мир, нужно самому сделать первый шаг, открыться ему. Нужно отдавать детей для начала в детский садик, ведь именно в детские годы психика детей наиболее благоприятно подстраивается к переменам. Взрослым следует активизироваться в общественной жизни города, улицы, страны в целом – ходить на выборы, бывать на встречах с депутатами и собраниях населения, которые проводятся по наиболее важным вопросам. На мой взгляд, именно такой план действий поможет поставить цыган в ряд с другими национальностями в вопросах образования, обеспечить равный доступ цыган к социальным услугам.

Я не призываю к тому, чтобы цыгане отказывались от своих корней, я хочу, чтобы рома, как и другие национальности, могли одновременно соблюдать традиции, но при этом не мешали развитию своего народа, – хотя бы в таких вопросах, как получение образования.

this post is also available in: Английский