01.12.2015

Форум ООН по проблемам меньшинств

В Женеве 24-25 ноября 2015 года проходил Форум ООН по проблемам меньшинств, специальная площадка в рамках работы Спецдокладчика ООН по меньшинствам. Нынешняя сессия Форума – 8-я по счету – была посвящена трудностям, с которыми сталкиваются представители меньшинств во всем мире в системе уголовного правосудия: это недостаточный доступ к справедливому суду, дискриминация на всех стадиях уголовной системы – отсутствие должного расследования, превышение полномочий полиции, бесчеловечное обращение и пытки, ужасные условия содержания в местах лишения свободы.

Формат ООНовских форумов предполагает выступления докладчиков в рамках тематических заседаний, а также короткие – не более трех минут – заявления участников, желающих привлечь внимание к ситуации в своей стране или регионе. И хотя организаторы Форума призывали держаться обсуждаемых на отдельных сессиях тем (международное и местное законодательство, меньшинства и правоохранительные органы, равенство и недискриминация представителей меньшинств в уголовном правосудии, борьба с причинами дискриминации меньшинств при отправлении правосудия), многие участники в своих выступлениях поднимали наболевшие вопросы, которые не умещались в программу Форума.

Вообще, ООНовские форумы помогают понять общий мировой контекст той или иной проблемы и ее масштабы. В Женеве выступали и жители «благополучных» стран (например, венеты, которые стремятся к признанию себя как полноправного меньшинства в Италии, или носители французской культуры в бельгийской Фландрии, жалующиеся на языковую дискриминацию), и приехавшие из «проблемных» стран, где часто и порой фатально нарушаются права человека (например, азербайджанцы из Ирана, христиане из Пакистана, тамилы из Шри-Ланки и т.д.). Некоторые делегаты делились свидетельствами ужасных преступлений: так, представители езидов, преследуемых и уничтожаемых боевиками ИГИЛ наряду с другими этническими и религиозными меньшинствами региона (христианами, туркменами, шабак), призывали международное сообщество признать происходящее геноцидом, любой ценой спасти похищенных людей, помочь восстановить территории, освобожденные от боевиков.

Во многих выступлениях говорилось о неправомерном уголовном преследовании представителей меньшинств, особенно активистов, которые борются за права своего сообщества. Этой проблеме было посвящено и совместное заявление АДЦ «Мемориал» и Центра гражданских свобод (Киев), которые обратили внимание Форума на уголовные дела, фабрикуемые против крымских татар в Крыму и украинцев в России. Эта опасная тенденция касается не только меньшинств, затронутых недавним военным конфликтом России и Украины, но и, например, коренных народов, права которых на сохранение территорий традиционного природопользования, вообще-то, должны быть защищены специальными законами, существующими в РФ. Вместо гарантий этих прав и защиты от хищнического бизнеса добывающих компаний – представителей коренных народов уголовно преследуют и приговаривают к реальным срокам (например, эвенк Сергей Никифоров недавно был осужден на 4 года строго режима судом Амурской области).

В своем заявлении АДЦ «Мемориал» поднял и проблему пыток и бесчеловечного обращения в местах лишения свободы, которым подвергаются в РФ заключенные кавказского происхождения (чеченцы, ингуши и другие). От имени официальной делегации России на Форуме выступил как раз представитель ФСИН, который, ни слова не сказав о положении кавказцев в тюрьмах и колониях, поделился достижениями РФ в области «духовного окормления» представителей меньшинств: оказывается, в наших закрытых учреждениях открыто более 600 культовых объектов разных конфессий, где верующие могут беспрепятственно молиться. К другим достижениям России, по мнению ФСИН, относится и легкий доступ общественных наблюдательных комиссий в места лишения свободы: якобы, в любое время, предупредив тюремное начальство буквально за четверть часа до своего появления, правозащитники могут нагрянуть туда с проверкой.

Здесь хочется привести пример недавнего и очередного несостоявшегося посещения СУВСИГ Санкт-Петербурга (тюрьмы для мигрантов – как раз представителей меньшинств) общественной наблюдательной комиссией, «усиленной» председателем Постоянной Комиссии по содействию деятельности ОНК Совета по правам человека при Президенте РФ Андреем Бабушкиным. Он был призван петербургскими коллегами как раз потому, что им в посещении СУВСИГ неоднократно незаконно отказывали. Впрочем, даже его присутствие не помогло общественникам проникнуть в закрытое учреждение – как и переговоры с главой ФМС Ромодановским и начальником ФМС Петербурга и Ленинградской области Дунаевой, которая вместо СУВСИГ №1 в Красном Селе почему-то предлагала ОНК посетить СУВСИГ №2 в Гатчине (почти 5-часовые телефонные переговоры ОНК с высоким начальством происходили на ноябрьском ветру у ворот СУВСИГ). И хотя «духовное окормление» узников имеет место (известно, что в СУВСИГ есть молельные комнаты), условия содержания остаются, как указал Европейский Суд в решении по делу бывшего заключенного красносельского СУВСИГа Романа Кима, бесчеловечными: прогулок почти нет, «приватность отхожих мест» лишь «частичная», родственники заключенных часами ждут на улице, чтобы их пустили с передачами, должная медицинская помощь не оказывается, нет условий для совместного содержания семей (в том числе с детьми), нет доступа к юридической помощи и так далее.

Этот пример красноречиво доказывает, насколько лукавы бывают представители официальных делегаций, докладывающие столь высокому собранию о несуществующих успехах государств в тех или иных вопросах. Это касается, конечно, не только России: например, представитель Пакистана, отвечая на критику активистов христианской общины, говорила о том, что в целом эта страна очень толерантна к христианам, а взрывы бывают не только в церквях, но и в мечетях тоже; представитель Мавритании , полемизируя с оппоненткой (вынужденной в свое время бежать в Сенегал и провести годы вдали от родины), утверждала, что сам факт безнаказанного выступления в ООН с критикой государства – свидетельство доброй воли этого самого государства…

Тем важнее участие активистов и правозащитников в подобных форумах – их выступления в защиту тех, кто сам не может по тем или иным причинам добиться правды и справедливости, помогают поднять проблемы уязвимых людей, привлечь международное внимание к их положению и иногда даже спасти их жизнь.

 

this post is also available in: Английский