23.07.2011

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: НЕРАВЕНСТВО МУЖЧИН И ЖЕНЩИН: НАША ТРАДИЦИЯ ИЛИ ПЕРЕЖИТОК ПРОШЛОГО?

Моя 14-летняя дочь была на экскурсии в Русском музее. Глядя на картину Репина «Заседание Государственной Думы», она спросила: «Почему здесь нет ни одной женщины-депутата?» Действительно, всего 100 лет прошло с тех пор, как знаменитый русский художник изобразил работу первого российского парламента, а в нынешней Государственной Думе довольно много женщин. Отсутствие женщин в парламенте удивило простую цыганскую девочку, которая выросла в обыкновенной цыганской семье, где мужчина всегда на первом месте. Это говорит о том, что положение женщины даже в строгом традиционном обществе в последнее время изменилось.

Исторически сложилось так, что во всех сферах деятельности общества мужчинам отдавалось преимущество. Женщина находилась на втором плане — ее уделом было рождение детей и ведение домашнего хозяйства. Еще 100 лет назад женщины не могли не только заседать в Государственной Думе, но и паспортов у них не было (они были вписаны в паспорт мужа). Они не имели возможности участвовать в политической, общественной, социальной, культурной деятельности государства, не получали такого образования, которое получали мужчины. Еще совсем недавно среди женщин не было ни врачей, ни учителей, ни ученых.

Но времена изменились. Сейчас женщины не только имеют право на голосование, не только часто образованнее мужчин, но и занимают высокие посты. Губернатор Санкт-Петербурга — женщина, и это никого не удивляет. Возьмем другой пример — Германию. Еще 50 лет назад там считалось, что удел женщины — это кухня, дети и церковь, никаких других занятий для женщин не предполагалось. А теперь самый главный человек в Германии – канцлер Ангела Меркель, и считается нормальным, что она руководит страной, а не сидит на кухне.

И у нас, цыган, есть свои женщины-политики: например, Миранда Виоласаранта, цыганка из Финляндии, заседает в Совете Европы и представляет наш народ на европейском уровне. Надежда Деметер, доктор исторических наук, видный деятель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган, пользуется уважением среди цыган — и мужчин, и женщин.

Так можно ли сказать, что неравноправие женщин, подчинение их мужчинам — это наша цыганская традиция? Мы видим, что нет. Во-первых, как уже говорилось, в наше время даже цыганские женщины добиваются высоких постов. А во-вторых, если посмотреть на историю других народов, то мы заметим, что подчиненное положение женщин было характерно не только для цыган: во всех культурах первые роли всегда играли мужчины.

Более того, и другие традиции, которые мы часто считаем чисто цыганскими, бытовали и среди других народов. Идея носить длинные юбки и платки — такая же русская, как и цыганская: еще 100 лет назад русские женщины не носили брюк, не стригли волосы, всегда покрывали голову платком. Знаменитый певец Федор Шаляпин в своих воспоминаниях описывает русскую свадьбу, во время которой танцевали с простыней, демонстрирующей «честь» невесты — оказывается, и у русских был такой обычай. А что мы видим в России сейчас? Изменилась и одежда — женщины стали носить короткие юбки, джинсы, топики, изменилась и прическа — появились короткие стрижки, краска для волос, химическая завивка.

То же самое происходит и у цыган: наши бабушки всегда носили фартук и платок, но не носили нижнего белья, а наше поколение одевается по-другому — среди русских цыганок фартук уже большая редкость, хотя коротких юбок и брюк мы все же не носим. Волосы тоже многие современные женщины уже не заплетают в кичку. Изменился и внешний вид мужчин: например, я помню, как мой старший брат носил длинные волосы, а теперь среди мужчин принято стричься коротко и носить облегающие брюки.

О чем говорят эти изменения? Во-первых, о том, что цыганский народ идет тем же путем, каким идет весь современный мир. Недалек тот час, когда и мы, цыганские женщины, наденем джинсы, будем стричь волосы и, как Ангела Меркель, управлять государством и командовать семьей. А во-вторых, о том, что нужно отличать всеобщие традиции, которые раньше соблюдали все народы, от наших особенных, цыганских, которых больше ни у кого нет. Например, обижать женщин, не давать им учиться и добиваться успехов в жизни, держать их дома взаперти — это не наша особенная цыганская традиция, а предрассудок прошлых времен, который был у всех народов и который в наше время в цивилизованных странах уже уходит в прошлое.

В чем же состоит наше «цыганство»? Где же наши неповторимые цыганские традиции? Это наша история, наш язык, наше культурное богатство, и нам есть чем гордиться — танцами, сказками, песнями. Некоторые думают, что если женщина наденет брюки, сделает модную прическу, то она изменит своему народу, нарушит старинные традиции. Прическа, длина юбки, одежда — все это изменится, а вот наша история и культура останутся. И не надо думать о длине волос или юбки, надо думать, как сохранить историю народа и наш фольклор, как передать его нашим детям, чтобы и они знали наши настоящие традиции.