Совместный пресс-релиз FIDH (Международной федерации за права человека) и АДЦ «Мемориал» о выходе доклада «Из Таджикистана в Россию: уязвимосе положение и нарушения прав трудовых мигрантов и их семей»
Париж, 8 декабря – Положение таджикских мигрантов в России становится все хуже, – такой вывод содержится в опубликованном сегодня совместном докладе FIDH и АДЦ «Мемориал». Из-за ужесточившихся миграционных правил многие мигранты оказываются нелегалами, их положение становится все более уязвимым, а эксплуатация – неконтролируемой.
Тяжелая экономическая ситуация в Таджикистане, где безработица среди трудоспособного населения достигает 40%, заставляет сотни тысяч мужчин и женщин ежегодно отправляться в Россию на заработки. По официальным данным, в 2014 г. более миллиона граждан Таджикистана находились на территории России. Денежные переводы, которые они отправляют домой, составляют 47% ВВП Таджикистана – больше, чем в любой другой стране мира. Для большинства семей такие переводы – основной источник дохода. В ближайшие годы, скорее всего, трудовая миграция граждан Таджикистана только увеличится.
Несмотря на заявленния правительства Таджикистана о принятии мер, призванных защитить мигрантов, они остаются в чрезвычайно уязвимом положении. Ужесточение миграционных правил в РФ привело учащению случаев выдворения, десяткам тысяч мигрантов запрещают въезд в Россию. В беселах с экспертами FIDH и АДЦ Мемориал трудящиеся мигранты сообщали о вымогательстве со стороны российской полиции и пограничников, произвольных арестах и полицейском насилии. На фоне ксенофобной риторики политиков, тиражируемой в СМИ, возросло количество нападений на мигрантов, при этом нападавшие почти всегда остаются безнаказанными. В докладе также отмечаются случаи невыплаты заработной платы, плохие жилищные условия, недостаточный доступ к медицинским услугам. «Растущее количество правовых ограничений, такие операции, как «Мигрант-2014» в ноябре нынешнего года, и распространение ксенофобии приводят к серьезным нарушениям прав мигрантов. Мы очень обеспокоены недавними случаями насилия против мигрантов со стороны полиции и нападениями на почве ненависти, оставшимися безнаказанными», — заявил Карим Лахиджи, Председатель FIDH. – «В декабре стало ясно, что операция «Мигрант-2014» носит перманентный характер: массовые задержания мигрантов в Москве и Санкт-Петербурге продолжаются».
Особое внимание в докладе уделено влиянию миграции на положение женщин. С одной стороны, сотни тысяч женщин остаются в Таджикистане, в одиночку растят детей, работают в поле или на рынке, зависят от помощи родственников мужа. Женщины, чьи мужья перестают посылать деньги или вовсе исчезают, могут оказаться без средств к существованию. С другой стороны, все большее число женщин уезжают в поисках работы – за последние несколько лет их доля среди таджикских трудовых мигрантов достигла около 15%. Женщины-мигрантки, особенно те, которые покидают страну в одиночку, нередко считаются нарушительницами традиционного распределения гендерных ролей и подвергаются за этоосуждению в Таджикистане, в собственных семьях и общинах,тогда как в России именно они в первую очередь становятся жертвами эксплуатации и разных форм насилия.
В 2012 г. ситуацию в Таджикистане рассмотрел Комитет ООН по защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.
Комитет выразил особую озабоченность в связи с коррупцией среди пограничников и некоторых сотрудников консульских служб, а также с недостатком эффективных механизмов подачи жалоб жертвами противоправных действий. «Консульская защита таджикских мигрантов, столкнувшихся с трудностями в России, по-прежнему недостаточна, миграционная служба РТ до сих пор не создала эффективной процедуры подачи жалоб. Случаи эксплуатации работодателями и посредниками, включая рабский труд, не расследуются должным образом властями ни той, ни другой страны», — сообщила Стефания Кулаева, глава АДЦ «Мемориал».
С 2011 г. FIDH и АДЦ Мемориал провели несколько совместных исследований положения таджикских трудящихся мигрантов в России, отметив случаи насилия, ксенофобии и серьезных нарушений социально-экономических прав.
Интервью со Стефанией Кулаевой, главой АДЦ «Мемориал», o положении мигрантов в России
В конце октября в РФ проводилась правительственная кампания против «нелегальных» мигрантов. FIDH и АДЦ «Мемориал» сообщали о 7 тысячах задержаний. Какова судьба эти мигрантов, что с ними и с их семьями сейчас?
Когда мы начали бить тревогу, говоря о 7 000 задержанных, операция «Мигрант – 2014»» только начиналась. После завершения этой операции московская полиция и ФМС отчитались об итоговых результатах и озвученная ими информация, на самом деле, поражает: более 50 000 человек были задержаны только в ходе полицейских рейдов, почти 2 000 человек были выдворены полицией из страны, сотни мигрантов оказались в заключении в ЦСИГ. В то же самое время ФМС проводила свои (отдельные) рейды, отчитавшись о 1 500 выдворенных мигрантах, тогда как более 3 000 человек получили многолетний запрет на въезд в РФ, однако далеко не все из них были найдены и высланы. Общая сумма наложенных в ходе операции штрафов превышает 50 миллионов рублей.
Только эта осенняя операция в Москве привела, таким образом, к более чем трем с половиной тысячам выдворений мигрантов и десяткам тысяч административных взысканий.
Отвечая на вопрос о судьбе задержанных мигрантов, приходится констатировать, что многим из них уже пришлось покинуть страну (часто с запретом въезда на многие годы), а те, кому удалось сохранить возможность жить и работать в РФ, заплатили за это высокую цену.
Как подобные операции характеризуют отношение российского правительства к миграции? Как российская миграционная политика влияет на другие страны в регионе?
Политика российского правительства в отношении миграционных процессов противоречива: с одной стороны, именно правительственные структуры, тесно связанные с большим бизнесом, используют труд мигрантов в таких сферах, как строительство, ЖКХ и сетевые магазины, что позволяет экономить на социальных отчислениях и наживаться на дешевом труде мигрантов. Однако именно те, кому выгоден тяжкий труд и низкие зарплаты мигрантов, организуют антимигрантские рейды и способствуют росту ксенофобии через подконтрольные правительству СМИ, подыгрывая массовому национализму. Таким образом, мигрантам приходится расплачиваться за все громадные проблемы России – политические и экономические, хотя без труда мигрантов страна сейчас просто не может обойтись. Что касается влияния на другие страны, следует отметить, что в некоторых случаях (как с Таджикистаном, заинтересованном в поставке своих граждан на российский трудовой рынок и получении их доходов) Россия ведет сложную стратегическую игру, предлагая обменять возможность принятия таджикских мигрантов на поддержку Таджикистаном российских военных и геополитических интересов.
Какие основные проблемы мигрантов в РФ?
Основные проблемы – это дискриминационные законы и практика их применения по отношению к иностранным гражданам в РФ; стигма «нелегальности» и связанный с ней риск задержания и выдворения; запрет на более чем трехмесячное пребывание в РФ для тех, у кого нет официальной работы (что на деле приводит к нарушению прав почти всех детей мигрантов, оказывающихся «нелегалами»); ксенофобное отношение к визуальным меньшинствам в РФ – в первую очередь, к приезжим из Центральной Азии и республик Кавказа; неравная оплата труда, осуществляемого трудовым мигрантами и местными рабочими; отсутствие социальных гарантий и страхования здоровья, несчастных случаев; ужасные условия содержания в ЦСИГ, отсутствие механизма судебного контроля за сроками пребывания там (которые могут достигать двух лет на основании лишь нарушения КоАП), недостаточная поддержка странами происхождения трудовых мигрантов (в некоторых странах – например, в Узбекистане – трудовые мигранты даже сталкиваются по возвращении домой с репрессиями).