Почти год в школах Санкт-Петербурга при поддержке Гагаринского фонда идёт ролевая игра “Школьный омбудсмен”. И вот проект заканчивается, и пора подводить итоги.
В соответствии с изначальным замыслом, для учителей и ребят из восьми школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области были проведены занятия по теме “Введение в права человека и в права ребёнка”, каждый из учеников участвующих в проекте классов побывал омбудсменом. Для нас важным было, чтобы абсолютно каждый ребёнок попробовал себя в роли уполномоченного по правам человека и правам ребёнка (один день – первый школьник был омбудсменом, второй день – второй школьник и т.д.). Каждый ребёнок после периода, в течение которого он был уполномоченным по правам, составлял “Листок омбудсмена”, в котором указывал на основные нарушения прав человека и прав ребёнка, произошедшие за время своего правозащитного «дежурства». Параллельно проходили занятия с ребятами и с учителями, углубляющие их знания в сфере прав человека и прав ребёнка, основанные на опыте, полученном вследствие контроля за соблюдением прав человека.
Выше – обязательный минимум, который прошли все школы. В остальном же в разных школах проект развивался в разные стороны. Всё зависело от желания и фантазии ребят и учителей. Так, во 2-й школе города Всеволожска ребята пришли к выводу, что учителя не в достаточной мере знакомы с правами ребёнка и организовали театрализованное занятие, на котором на примере типичных ситуаций из школьной жизни рассказали педагогам о правах ребёнка. В 463-й школе Выборгского района Санкт-Петербурга ребята разработали Билль о правах, в котором, помимо общих для всех прав, закрепили и наиболее для них важные права учеников, учителей, администрации и служебного персонала. В 3-й школе Всеволожска ребята осуществляли социально полезные проекты, во время их подготовки и проведения следили за соблюдением своих прав. Многие этих проектов непосредственно касались прав человека. Так, проект “Школьный кинотеатр” включает кинопоказы и дискуссии по темам, связанным с правами человека и толерантностью.
При реализации проекта нам помогали школьные учителя. Все они столкнулись не только с возросшей на них нагрузкой, но и с другими сложностями. Так, именно они были первыми, за кем стали пристально наблюдать школьные омбудсмены. С одной стороны, пристальный контроль со стороны детей за учителем полезен – он дисциплинирует, заставляет педагога взвешивать каждое слово и действие. С другой – периодически ставит его в сложные ситуации. И важно, чтобы учителя умело реагировали на такие ситуации: сами не нарушали права учащихся, грамотно разбирали с детьми все случаи нарушений и спорные ситуации, не боялись признавать свою неправоту, проявляли терпение, наконец, понимали, что “качание прав на пустом месте” на данном этапе – процесс совершенно естественный и скоро пройдёт.
В ходе проекта выяснилось, что, несмотря на уверенность учителей в том, что они знают, понимают и соблюдают права ребёнка, практически в каждой школе случаются нарушения прав ребёнка. Особенно удивляет, что у ряда учителей возникает уверенность, что права ребёнка можно нарушить в ответ на детские проступки. Нередко от них приходится слышать: “Мне надо уважать их права, но ведь и им мои права уважать тоже надо”. Так объяснял мне один из учителей, почему он залез в портфель ученика за дневником без спроса. Безусловно, нужно вообще уважать друг друга. Только вот нарушение дисциплины школьником, и даже более серьёзный проступок, не даёт учителю никакого права нарушать права человека. Учителя должны “подтягивать” ребят к жизни в духе соблюдения прав человека своим поведением. А от обратного действия и эффект обратный.
Особый акцент в ходе нашего проекта мы делали на теме дискриминации по национальному признаку. Для участия в проекте мы выбирали школы, где учатся ребята из семей мигрантов и причисляющих себя к национальным меньшинствам. Значительная часть занятий была посвящена праву на защиту от дискриминации. Проект показал, что среди ребят в смешанных (где учатся дети разных национальностей) классах младшей и средней школы, участвующих в проекте, нет вражды на национальной почве (в старших классах ситуация иная, но они не участвовали в нашем проекте). Однако есть отдельные проявления национализма и расизма школьниками. При этом дети мигрантов в повседневной жизни постоянно встречаются с проявлениями ненависти и вражды на национальной почве. Проблемой является и сокрытие многими учителями и школьными администрациями проявлений национализма и расизма в школе. Так, в одной из школ девочка стала говорить, что один из мальчиков постоянно дразнит её «чёрной». Учитель же стал обвинять девочку во вранье: “Такого быть не может, я бы это услышала”.
Отсутствие серьёзной проблемы национализма не означает, что в школах ребята не ущемляют ничьих прав. Во многих классах есть дети-изгои, над которыми издеваются одноклассники. Только “жертву” выбирают не по национальному, а по иным признакам.
Проект “Школьный омбудсмен” заканчивается. Однако у его участников остался опыт, остались методические разработки, которые можно использовать. Полностью с итогами проекта, а также с методическими разработками можно познакомиться в брошюре “Проект “Школьный омбудсмен” и преподавание прав человека в школе”, которую можно бесплатно получить в офисе АДЦ “Мемориал”.
Максим Иванцов