Я часто езжу по местам компактного проживания цыган в Ленинградской, Псковской и Тверской областях. Беседуя с цыганскими женщинами, я поняла, что многие из них ничего не знают о материнском капитале: что надо сделать, чтобы получить его, как им распорядиться. Для начала нужно разобраться в том, кто может получить материнский капитал. Например, Лена, цыганская многодетная мама из Горелово, возмущалась тем, что ей не дали сертификат. Я объяснила ей, что, несмотря на то, что у нее четверо детей и она является вдовой, которая одна их воспитывает, она ничего не получит, так как ее дети родились в 90-х годах, а Закон о материнском капитале действует с 1 января 2007 г.
Поэтому он распространяется только на семьи, в которых родились или усыновлены второй, третий и последующие дети после 1 января 2007 года. Материнский (или семейный) капитал может получить мать детей или отец, если мать умерла или лишена родительских прав. Еще один пример. Виолетта из Петербурга спрашивала меня, не может ли ее муж получить сертификат на материнский капитал, так как у нее самой просрочен паспорт и она из-за бедности не может заплатить штраф, чтобы получить новый паспорт. Я объяснила ей, что отсутствие паспорта у матери не является причиной, по которой сертификат может получить муж или сожитель, усыновивший детей. Так что в ее случае, чтобы оформить материнский капитал, ей самой обязательно придется получить паспорт. Но прежде всего нужно получить документ, дающий право на этот семейный капитал — так называемый сертификат. Для этого нужно обратиться в Пенсионный фонд России по месту жительства и предъявить туда следующие документы: свой паспорт и свидетельства о рождении всех детей. Но даже в том случае, когда вы получили сертификат на материнский капитал, это вовсе не значит, что вы можете пойти и получить деньги и распорядиться ими по своему усмотрению, как ошибочно думают многие цыганские женщины. Материнский капитал может быть получен полностью или по частям только по прошествии трех лет после рождения второго или последующих детей и только на определенные цели: на приобретение или строительство жилья, на образование детей или на пенсию матери. Несмотря на то, что по этому поводу существует много информации, цыганские женщины в силу неграмотности или малограмотности не могут ею воспользоваться и часто попадают в сети мошенников, которым совершенно безразлична судьба обманутых ими женщин и детей. Хочется привести один пример. Возвращаясь из командировки в Нелидово Тверской области, я познакомилась с цыганкой по имени Женя. На вид ей примерно лет 18-19. До автобуса, который мы ждали, было много времени, и мы долго разговаривали. Она расспрашивала меня, откуда я и что тут делаю. Когда я рассказала, что живу в Петербурге, что я из организации, которая занимается помощью цыганам, она спросила, платно ли это. Я объяснила, что мы оказываем юридические услуги цыганам бесплатно. Тогда она рассказала мне свою историю. Женя живет в деревне недалеко от Нелидово. Она и ее сестра окончили 5 классов, продолжать учебу не захотели. Семья большая, да и маме нужно помогать в торговле. Вот они и решили, что писать-считать научились — и достаточно.
Сейчас у Жени двое детей. На одного из них она получила сертификат на материнский капитал. Она с мужем и детьми живет в доме, где живут родители мужа и все его братья и сестры с женами и мужьями и многочисленными детьми. Жене очень хотелось жить своей семьей, в своем доме. Она знала, что материнский капитал не выдают просто так на руки, но эти деньги можно потратить на жилье или учебу детей.
В одной с ней деревне живет «хорошо ей знакомый человек». Узнав, что Женя получила этот сертификат, он предложил ей купить у него дом в обмен на ее сертификат и пообещал дать 50 000 руб. наличными. Женя понимала, что этот дом не стоит таких денег, но ей так хотелось иметь собственное жилье и деньги, а этот человек ее так уговаривал и обещал помочь в оформлении всех документов, что она согласилась.
В сельсовете Женя подтвердила, что хочет купить у этого человека дом. Через некоторое время деньги по сертификату выдали этому человеку за якобы проданный им дом. Никаких дополнительных 50 000 рублей он ей не отдал, и документы на дом они так и не оформили. И теперь этот человек выгоняет Женю из проданного им дома или требует снова выкупить его у него за 100 000 рублей. Женя надеялась, что «хороший знакомый» не посмеет ее обмануть, так как в этом случае за нее заступятся все цыгане, живущие в этом поселке. Однако этого не произошло: пресловутая «цыганская солидарность», как оказалось, — это вчерашний день, а сегодня главный принцип жизни — «каждый сам за себя». Мне было очень жаль Женю. Я объяснила ей, что прошли те времена, когда наши родители жили по цыганским законам и честное слово значило очень многое, когда цыгане не обращались в суды, в милицию, а все решали между собой своим цыганским судом. Теперь нужно все оформлять документально и строго следить за тем , чтобы все твои права были зафиксированы официальными бумагами, иначе ты ничего не докажешь.
Слушая меня, Женя сказала, что только теперь поняла, как они с сестрой были неправы, что не стали учиться дальше: если она была бы пограмотнее, с ней никогда бы не случилась такая неприятная история.
В конце своей статьи я хочу посоветовать всем цыганским женщинам: будьте осторожны, когда хотите распорядиться своим материнским капиталом. Думайте не только о своих сегодняшних нуждах, главное — думайте о будущем своих детей. Не верьте мошенникам, которые хотят воспользоваться вашими деньгами. Обращайтесь за советом к юристам. Ничего не делайте необдуманно и не выяснив, какой опасностью могут обернуться ваши действия, а не то можете оказаться «у разбитого корыта». Антонина Суховская