17.10.2022

Конституционный суд РФ обязал суды учитывать семейную ситуацию иностранцев в делах о выдворении

10 октября 2022 года КС РФ вынес постановление по жалобе гражданина Сербии Милана Джурджевича на неконституционность п. 12 ч. 1 ст. 27 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», согласно которому въезд в РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если он в период своего предыдущего пребывания в РФ превысил срок пребывания в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, – в течение трех лет со дня выезда из РФ.

В сентября 2019 года по решению Славянского городского суда Краснодарского края Джурджевич были признан виновным в нарушении порядка пребывания в России. Однако при рассмотрении дела суд учел, что Джурджевич состоит в браке с гражданкой России, и не применил к нему обязательное наказание в виде административного выдворения, ограничившись лишь штрафом. Уже через месяц ГУ МВД России по Краснодарскому краю запретило Джурджевичу въезд на территорию РФ на три года за допущенное им нарушение режима пребывания. Оспорить в судах общей юрисдикции это решение Джурджевичу не удалось, и он обратился в КС РФ.

По мнению заявителя, оспариваемая норма позволяет дважды привлекать к ответственности за одно и то же деяние, не допускает учета всех обстоятельств по делу, а также нарушает право на неприкосновенность частной жизни.

Конституционный суд счел недопустимым применение выдворения в данном конкретном случае, поскольку оно нарушает право заявителя на уважение личной и семейной жизни. Однако постановление не носит универсального характера: КС не нашел несоответствий Конституции в оспариваемом пункте закона. В постановлении подчеркивается, что наличие семьи не обеспечивает мигрантам иммунитет от ответственности при нарушении ими миграционного законодательства. В разъяснениях КС указал, что для принятия решения о неразрешении въезда в Россию ведомство должно оценить семейное положение иностранного гражданина и последствия принятого решения для его семейной жизни, а суд должен принимать решение самостоятельно, после тщательного исследования всех деталей дела, а не только на основании формальных предписаний федерального закона.

this post is also available in: Английский