Написать эту статью меня побудило одно происшествие. Как-то весной еду я в маршрутке (такой старенькой тарахтящей «газельке») по делам. Водитель – таджик лет сорока, машина полная. Водитель вежливый – едет по правилам, без экстрима. И вдруг на одной из остановок подсаживается пьяный парень, который с первых секунд начинает раздражаться. Раздражаться и придираться к пассажирам. Все сохраняют спокойствие, в том числе и водитель.
Правильно, зачем с пьяным в дискуссии пускаться? Далее этот юный жлоб начинает материться. Мы ему делаем замечание – мол, здесь женщины и дети есть. А он не успокаивается: «Что хочу, то и говорю. Кому не нравится, могут выйти!» Ну что тут поделаешь, типичный хам и эгоист.
И здесь водитель очень вежливо, но строго, и, естественно, с
акцентом говорит ему: «Или ты, дорогой, замолкаешь, или выходишь. Зачем людям мешать?» В салоне тишина. Матершинник на мгновение дар речи потерял. А затем как понеслись оскорбления, завершившиеся пассажем: «Да как ты мне, русскому, посмел что-то вякнуть?» Умный и смелый водитель не стал дальше слушать пьяную
чушь этого ущербного молодчика. Остановил маршрутку и попросил бузотера удалиться. Тот, не видя, возможно, ожидаемой им поддержки от «коренного населения» газели, хлопнув дверью, с проклятиями вышел из машины, взяв при этом деньги за проезд. Последний его пьяный упрек относился ко всем «трусливым»
соотечественникам, которые его, брата русского, «не защитили».
Вот, собственно говоря, и все происшествие. Но я видел, в каком стрессе находился водитель. Усилием воли он сдерживал разрушительные чувства: гнев, отчаяние, душевную боль. Его
руки слегка тряслись, лицо сильно вспотело. Мне захотелось немедленно его поддержать. Я сказал: «Слушайте, идиотов по городу бродит достаточно, но, поверьте, не они лицо Петербурга». Водитель натянуто улыбнулся и поехал дальше.
Представьте, сколько таких стрессов за день получает водитель-мигрант… Вот так мы и переходим к вопросам психологии обыденной жизни и труда мигрантов на примере водителей маршрутных такси. Потому что эта профессия считается одной из наиболее сложных и стрессовых в условиях таких больших городов, как Москва и Санкт-Петербург. Считается также, что водителям пассажирского автотранспорта хозяева (неважно, кто они – государство или
частные владельцы) должны создавать оптимальные условия труда. И делаться это должно, исходя из принципа «Благополучие водителя – благополучие его пассажиров».
В понятие «благополучие водителя» входит его здоровье, оптимальный режим труда, когда смены разумно подобраны так, что есть время на полноценный ночной сон и отдых, горячее питание, обучение шоферов особенностям езды по маршруту, хорошая техника, ремонт машин за счет средств фирмы в случае их поломок. Это и реально действующие гарантии страхования водителей на все
случаи происшествий, и реальная юридическая защита водителей от всякого произвола – произвола пассажиров, чиновников и милиции.
Но эти условия практически для всех мигрантов-водителей, –
недоступная мечта. В реальности они имеют сумасшедший режим, неисправные машины, которые надо чинить за свой счет, план любой ценой. А еще – поборы, проверяющие, ожидание страшных последствий, связанных с возможным ДТП, необходимость возмещать ущерб только за свой счет. А еще водителей частенько
отчитывают «интеллигентные» пассажиры за то, что они плохо знают маршрут или не останавливаются там, где просят, потому что правилами это запрещено. Их постоянно критикуют за то, что они плохо знают русский язык, им дают злобные советы, как и где его быстро выучить. И в таких условиях водитель должен честно и надежно делать свое дело, не спорить и ставить на место зарвавшихся «клиентов».
Какие «златые горы» они имеют за это? Тех денег, которые обещают работодатели, водители-мигранты не получают. Зарплату часто
задерживают, дома их тоже не ждет любящая семья и готовый обед: жены и дети обычно остаются на родине, без них скучно и тоскливо, но иначе никак нельзя.
Большинство людей, оказавшись в подобной ситуации, этот «курс выживания» преодолевают с честью и достоинством, хотя, вероятно, и не без некоторого ущерба для своего физического и душевного здоровья. Как в армии. Кстати, по своей насыщенности стрессовыми ситуациями, особенно по части их непредсказуемости, их условия жизни на первых порах в большом городе подобны боевым. Тем более что в жизни иммигрантов есть еще одна постоянная серьезная забота – готовность к физическим нападениям, к борьбе за свою жизнь, готовность избежать насилия. Но нередко у людей сдают нервы, случаются психологические срывы, последствия которых могут оказаться очень тяжелыми.
Что делать? Не вдаваясь в подробности психологии, скажу о самом главном условии успешного психологического выживания: надо всеми силами пытаться контролировать ситуацию. То есть помнить и верить в то, что если ты еще что-то можешь делать по-своему, так, как это представляется правильно и справедливо тебе, значит, ты еще в этой жизни что-то значишь. Полное бессилие и отчаяние с депрессией наступают тогда, когда человек окончательно приходит к выводу, что он ни в чем, нигде, никогда, ничто в жизни изменить не может.
Но разве это все так? Разве над всем у мигрантов потерян контроль? Конечно, это не так. Наверняка, есть много жизненных сфер, которые
мигранты с успехом контролируют. Самая большая сфера – это их семья. Семья, в которой тебя ждут, на тебя надеются. Твои друзья! Твоя культура! Это уже немало, чтобы не впасть в тяжелую депрессию.
Чем мы, общество, можем и должны помочь мигрантам-водителям?
Самое главное – пониманием их проблем и поддержкой. Поддержка не обязательно должна выражаться в словах и действиях. Порой достаточно просто доброжелательного отношения к водителю, невзирая на его национальность. И это уже немало. Этим мы поможем ему и себе. Ведь ему вести маршрутку, а ехать нам!
Вот, собственно говоря, и все: я извиняюсь перед теми трудовыми иммигрантами, которые ведут достойную жизнь в нашем городе и честно работают на его стройках и улицах, перенося порой не меньшие испытания, чем их коллеги – водители. Просто начал я обсуждать эту нелегкую тему, как у нас говорят, с наболевшего вопроса. Уже слишком часто встречался с ситуациями, подобной той, которая была описана выше. Конечно, у всех этих людей проблемы общие. И многие из них требуют серьезной поддержки, в том числе и психологической. Кстати, эта психологическая поддержка оказывается мною в нашей организации. Помощь бесплатная. Смело звоните по телефону 575-90-50. Удачи вам
и хорошей дороги!
Всегда ваш психолог
Илья БЕРДЫШЕВ