15.03.2010

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЦЫГАН: Пресс-конференция о правах цыганских детей

8 апреля отмечается Международный день цыган. В этому году АДЦ «Мемориал» организовал два события, приуроченные к этому дню: ставший традиционным фестиваль детского творчества с участием цыганских детей и пресс-конференцию, посвященную проблемам цыганского народа.

Темой пресс-конференции, состоявшейся 7 апреля 2008 года, были права цыганских детей, живущих в компактных поселениях. Руководитель программы «Защита прав цыган в РФ» Стефания Кулаева говорила о системной дискриминации цыганских детей во многих сферах и их социальной исключенности. Это касается плохого состояния здоровья цыганских детей,  затрудненного доступа к школьному образованию, отсутствия необходимых документов. Мнение цыганских детей по поводу важнейших аспектов их жизни никто не учитывает. Мониторинг показывает, что по сравнению с другими детьми цыганские дети лишены равных возможностей в самом начале жизненного пути, что, естественно, сказывается на их дальнейшей жизни.

Более подробно тему дискриминации цыганских детей осветили сотрудники АДЦ «Мемориал». Илья Бердышев, врач и специалист по правам ребенка, описал крайне тяжелые условия, в которых живут цыганские дети: это недоедание, отсутствие нормального водо-, электро- и газоснабжения компактных поселков, что вредит здоровью детей. Кроме того, он отметил недостаточную активность учреждений здравоохранения в сфере профилактики детских болезней. Наконец, существует проблема ранних браков, которые И.Бердышев как врач признает опасными для здоровья как рождающихся в этих браках детей, так и их малолетних родителей. Как психолог-педагог И.Бердышев обратил внимание на несовместимость этой традиции с получением детьми среднего и высшего образования. В то же время понятно, что к многовековым традициям цыганского народа  следует подходить со всей деликатностью и уважением.

Ольга Абраменко рассказала об основных проблемах, связанных с дискриминацией цыганских детей в системе школьного образования: “Доступ цыганских детей к образованию, особенно тех, что живут в компактных цыганских поселках, существенно ограничен. Цыганских детей часто отделяют в школе от прочих детей и обучают в так называемых цыганских классах или даже в отдельно стоящих школах. При этом сегрегация не мотивирована педагогически, т.е. не существует специальных программ, по которым бы обучались цыганские дети, не проводится медико-педагогическая экспертиза – детей разделяют только по национальному принципу. Часто в цыганские классы определяются дети разного возраста и подготовки, и они ходят годами в один и тот же класс. Условия обучения цыганских детей в подобных классах или даже школах часто хуже, чем у других детей. Это плохо оборудованные ветхие здания, где нет водопровода и канализации, где не налажено питание, где несколько учителей работают в две-три смены. Компактные поселки часто удалены от школ, а школьных автобусов, которые могли бы доставлять детей на учебу в школу, нет. Цыганские семьи, особенно в компактных поселениях, многодетны и в большинстве малообеспеченны. Зачастую родители не имеют возможности отправлять детей за деньги на транспорте, не могут покупать им учебники, школьную форму. Все это приводит к тому, что большинство цыганских детей после окончания начальной школы выпадают из процесса обучения. И даже тем, кто успешно закончил начальную школу, часто не предлагают перейти в среднюю школу и продолжить образование. Сегрегированное обучение цыганских детей должно быть признано неприемлемым, как и автоматическое определение цыганских детей в классы для умственно отсталых или компенсаторного обучения только на том основании, что эти дети не знают русского языка и плохо говорят по-русски. Сейчас нет специальных методик обучения таких детей, специальных букварей, пособий, и эта ситуация находится в противоречии с рядом международных норм, в частности, с Рамочной конвенцией о соблюдении прав национальных меньшинств, которая рекомендует обучать детей на родном языке хотя бы в начальной школе. Ни в какой форме не преподается сейчас родной цыганский язык, хотя методики для преподавания цыганского языка, для ознакомления учителей с цыганским языком, а также методики преподавания русского языка для цыганских детей уже создаются. Но это общественные инициативы. Меж тем, меры по улучшению доступа цыганских детей к образованию необходимо предпринимать на государственном уровне: финансировать дошкольное обучение, дополнительные часы русского языка, дополнительные усилия учителей, которые работают с цыганскими детьми. Наконец, необходимо мотивировать дополнительно цыганских родителей, чтобы школьное образование становилось для них большим приоритетом (нужна материальная помощь, бесплатное питание, доставка детей в школу)”.

Юрист Марина Арефьева рассказала о правовых проблемах, с которыми сталкиваются жители компактных цыганских поселений: “В каждом поселке более половины населения составляют несовершеннолетние. И все проблемы взрослых сказываются на жизни, на будущем их детей. Мы провели мониторинг более чем в 15 поселках в разных регионах России и можем сказать, что проблемы везде один и те же: прежде всего, это доступ к жилью и проблемы оформления жилья. Бездомность или отсутствие формальной регистрации влечет за собой нарушение права на образование, права на получение документов других прав, которые вытекают из вышеназванных. Если дом не зарегистрирован, это мешает осуществить и многие другие права и влечет за собой угрозу вплоть до сноса  домов. Многие взрослые жители цыганских поселков вообще не имеют документов. А если у родителей нет документов, то, соответственно, и детям, очень сложно получить свидетельство о рождении. Процесс этот очень трудный, особенно для малограмотных людей. Нужно обращаться в разные инстанции, где не всегда доброжелательно относятся к цыганам, и все это требует времени. Детей, не имеющих регистрации, не принимают в школу, хотя это и незаконно. То же касается различных социальных пособий, медицинских полисов. Так как многие цыганские семьи многодетны, то они нуждаются в специальных пособиях на детей. Если человек сам без документов, то ему трудно оформить льготы, предоставляемые государством, в том числе материнский капитал и родительский сертификат. И сами органы власти, отвечающие за определенные запросы, за реализацию прав, часто неправомерно отказывают цыганам. В таких случаях эти люди не могут отстоять свои права, потому что сами их плохо знают или потому что у них нет оснований, документов для того, чтобы защитить свои права. Недавний пример – случай в Иваново, где цыгане, жившие довольно большим поселком, были вынуждены покинуть свое место жительства, продав дома и разъехавшись по родственникам или по знакомым, а зарегистрированы остались по своему прошлому месту проживания. Таким образом, формально у них регистрация есть, но фактически она недействительна.

Два года назад в Калининграде произошел массовый снос цыганского поселка. Люди остались вообще без всякого места жительства. Но там они были выписаны и лишены регистрации, в результате чего лишились и пенсий, и пособий. В результате дети также потеряли доступ ко всяким правам. Мы не знаем, как сложится их дальнейшая судьба, будут ли они учиться, где они будут жить, и вообще, смогут ли осуществить свои права, защитить их в будущем.

Сейчас и сами цыгане осознали важность документов и необходимость того, что дети должны учиться в школе, получать образование. Родители готовы бороться за эти права, заботясь таким образом о будущем своих детей».

this post is also available in: Английский