15.03.2010

МИГРАНТЫ – ТЕРРА ИНКОГНИТА?

О том, что на сегодняшний день реально происходит в сфере трудовой миграции – самой значительной части всего миграционного потока в Санкт-Петербурге – не знает никто: ни официальные органы, ни сами мигранты.

Власти закрывают глаза на произвол в сфере оформления документов и выполнения работодателями своих обязательств в отношении нанятых работников. Трудящиеся же часто боятся жаловаться на жестокость и беззаконие, чинимое правоохранительными органами и официальными властями.

По официальным данным УФМС по Петербургу и Ленинградской области, за первые четыре месяца этого года на миграционный учет при пересечении границы в этом регионе встали почти 243 тысячи мигрантов – это на 30 с лишним тысяч больше, чем за тот же период прошлого года. Впрочем, утверждается также, что количество трудовых мигрантов снижается. Действительно, число официально выданных разрешений на работу по Петербургу и области немного сократилось: за первые четыре месяца прошлого года их было выдано чуть больше 72 тысяч, в этом году с января по апрель включительно – почти 60 тысяч. При этом уведомления об увольнении в Петербурге с 1 января 2009 года получили 13 с половиной тысяч «гастарбайтеров», по Ленинградской области – всего тысяча трудовых мигрантов.

В Калининградской области, по данным местного УФМС, ситуация другая. Там количество граждан, вставших на миграционный учет за первые 5 месяцев 2009 года, практически не сократилось, зато количество выданных за этот период разрешений на работу, в том числе гражданам из стран с безвизовым режимом (в основном это бывшие советские республики), сократилось фактически в 3 раза и составило 3544. И местные власти открыто говорят, что будут в ближайшее время принимать дополнительные меры к еще большему ограничению доступа иностранных граждан на рынок труда в Калининградской области.

Но официальные данные, которые предоставляют УФМС, – не абсолютный показатель: и органы власти, и работодатели, и сами трудовые мигранты отлично знают, как легко и постоянно все они обходят закон и официальные требования в сфере миграционной политики, особенно если дело касается бизнеса. Практически каждая проверка УФМС по Петербургу и Ленинградской области выявляет немалое число нелегальных мигрантов. При этом страдают, главным образом, сами мигранты, а не работодатели – мигрантов во время таких проверок нередко оскорбляют, избивают. Как правило, после такого «наезда» работодатели официально увольняют сотрудников-мигрантов, а потом берут их на работу без официального оформленных договоров – в результате такие «кинутые» рабочие оказываются совершенно беззащитными перед произволом властей и работодателей.

В последнее время российские СМИ пугают граждан «толпами оголодавших мигрантов», которые прячутся по окрестностям больших городов, а чиновники нередко говорят о вероятном росте «этнической преступности» на почве безработицы. А во дворах, которые еще недавно убирали выходцы из бывших советских республик, сегодня снова неубранный мусор, неухоженные газоны, разбитые дороги. При этом, как считает председатель профсоюза мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии Мухеддин Муминов, сегодня в Петербурге почти 60 процентов людей, приехавших сюда на заработки, не занимаются конкретной работой и сидят дома.

Попытки профсоюза добиться от городских властей принятия программы по переподготовке привлеченной рабочей силы тоже не увенчались успехом, хотя правительством Петербурга выделяются на это отдельные средства. Еще в конце прошлого года профсоюз разработал специальную программу переподготовки по семи специальностям – каменщики, штукатуры, работники в сфере гостиничного хозяйства и туристического бизнеса. Проект был одобрен на уровне правительства, но, в конце концов, сорвался, хотя средства городом были выделены: Комитет по экономическому развитию «отфутболил» и программу, и средства в Комитет по образованию и Комитет труду и занятости населения. А они не торопятся ее исполнять. По мнению профсоюза, правительства Таджикистана, Киргизии, Узбекистана тоже бросили своих людей на произвол судьбы – они не помогают в их трудоустройстве или переподготовке.

Между тем, трудовые мигранты продолжают прибывать в Петербург, где они быстро становятся жертвами произвола чиновников и нечистоплотных посредников. Например, официально разрешение на работу стоит 1 тысячу рублей. Но некоторые конторы-посредники делают такие разрешения за 10-15 тысяч. И мигранты идут на это, потому что большинство из них очень плохо владеет русским языком и не может разобраться в путаных российских законах. Получив официальное разрешение на работу, человек продолжает оставаться в цепких сетях многочисленных и жадных посредников: фирмы-посредники находят мигранту конкретное место работы, но зарплату за него тоже получает посредник. В результате сейчас в петербургские суды уже поступают многочисленные иски от таких обманутых работников по поводу невыплаты зарплаты. А в ближайшее время по решению российских законодателей будут созданы официальные ФГУПы, которые тоже будут брать солидные комиссионные за посредничество в трудоустройстве мигрантов.

Сейчас приток трудовых мигрантов сокращается, многие уезжают из Петербурга, потому что им буквально не на что здесь жить, хотя потребность в трудовых резервах в городе, да и по всей стране, не становится меньше.

Страдают работники-приезжие и от произвола правоохранительных органов. Недавно в Петербурге сотрудники ОМОН ворвались в импровизированную мечеть, которая открыта в одном из корпусов Апраксина двора, в момент начала пятничной молитвы: милиционеры закрыли за собой двери, приказали всем молящимся поднять руки, отобрали документы, телефоны. Несколько человек были избиты под предлогом того, что милиционеры нашли книгу, которая запрещена к распространению в России как экстремистская. Но очевидцы и участники события утверждают, что книга появилась вместе с милицией. После обыска милиционеры пошли в столовую и забрали оттуда продукты. Как говорят таджики-мигранты, милиция часто их обижает: денег не дал – оскорбляет, не так посмотрел – бьют. Позже, на пресс-конференции, которую организовал профсоюз мигрантов, представители УФМС заявили, что они не отвечают за действия милиции – их интересует только проверка документов. Формально они правы, но эти проверки можно проводить и не устраивая самосуд. Но, по данным профсоюза, в Петербурге и Ленинградской области не проходит недели без таких оскорбительных для мигрантов инцидентов с участием местных властей или правоохранительных органов.

Наталья ШКУРЕНОК

Exit mobile version