Санкт-Петербург — российский мегаполис, где востребован труд гастарбайтеров. Однако официальные «правила игры» на трудовом рынке пока еще лишь формируются и потому постоянно изменяются. Ситуация правовой неопределенности, в которой оказываются трудовые мигранты, выталкивает их в сферу неформального рынка труда с ограниченным спектром возможностей, низкооплачиваемой и низкостатусной работой, как правило, не требующей профессиональных навыков и умений.
Как показывают исследования мигрантской/этнической экономики, традиционной экономической нишей для мигрантов являются различные формы мелкого предпринимательства. Основные сферы деятельности трудовых мигрантов в Петербурге, как, впрочем, и во многих российских городах, — строительство и розничная/мелкооптовая торговля. По мнению государства, основной проблемой является нелегальный характер миграции и недополучаемые казной налоги от экономической деятельности мигрантов. По мнению правозащитников, мигранты часто не могут реализовать гражданские права и свободы, оказываются в положении бесправного и дискриминируемого меньшинства. Главным образом, из-за отсутствия доступа к информации, касающейся практических сторон жизни в принимающем сообществе: мигранты не знают, где и как правильно искать работу, кто обязан предоставить им социальные гарантии — жилье, медицинские услуги, образование для детей и т. д.
Большинство исследований представляет перспективу государства и касается возможности учета и регулирования миграции. А вот голос самих мигрантов, их точка зрения на существующие проблемы, как правило, игнорируется. Все это затрудняет создание комплексной программы работы, помогающей решать проблемы, с которыми стакиваются трудовые мигранты, защиты их прав. Ведь меняя место жительства, мигранты не просто перемещаются из одного населенного пункта в другой, но перекраивают жизненное пространство и значительно расширяют пределы собственной жизни. К тому же в последние годы наметилась новая миграционная тенденция: трудовая миграция постепенно меняет гендерный профиль, на смену распространенной в ХХ веке мужской трудовой миграции постепенно приходит женская и семейная миграция. И это имеет целый ряд последствий, среди которых, в том числе, трансформация гендерных контрактов и отношений в семье, новые социальные и правовые проблемы мигрантов, когда в центре оказываются права женщин и детей.
Ольга Ткач, Центр независимых социологических исследований, СПб
ВРЕЗКА: В докладе «Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве», подготовленном Советом по вопросам управления и развития, говорится, что в Москве 68 % мигрантов работает на временной основе, они лишены элементарной социальной защиты: медицинского обслуживания, безопасности собственной жизни, жизни их семей. Почти 30 % живут там же, где работают, в непригодных условиях. Старший научный сотрудник института социологии РАН Александр Прудник отмечает, что современному российскому бизнесу чрезвычайно выгодна иностранная рабочая сила — выгодна своим бесправием, дешевизной.