Беларусь участвует в большинстве универсальных международных договоров в области прав человека. В Межведомственном плане по реализации рекомендаций УПО ООН (2016) значится проведение анализа актов законодательства на предмет антидискриминационных норм, а также определение целесообразности подготовки комплексного законодательного акта о запрете такой дискриминации. Однако позиция государственных органов Беларуси сейчас сводится к тому, что принятие единого рамочного закона о недопущении дискриминации нецелесообразно; положения о недискриминации уже закреплены в ряде нормативных актов.
Вопиющие антицыганские рейды в мае 2019 года подчеркнули несостоятельность государственной политики в отношении национальных меньшинств с точки зрения недопустимости дискриминации.
16 мая 2019 года в Могилеве в рабочее время пропал и впоследствии был найден мертвым сотрудник милиции. С его личного телефона было направлено сообщение с неопределенным упоминанием «трех цыган». После этого были введены срочные меры по повышению бдительности сотрудников милиции.
Поздно вечером того же дня в районах компактного проживания ромов в Могилеве сотрудники милиции провели операцию по задержанию мужчин и женщин, а также подростков в возрасте от 12 лет из ромских семей. В большинстве случаев, по словам интервьюированных местных жительниц, правоохранители действовали жестко, выражались нецензурно и, ничего не объясняя, увозили людей в РОВД, в СИЗО. Официальный представитель Следственного комитета заявила об отсутствии задержанных по уголовному делу, однако, по словам опрошенных ромом, было задержано около 80 человек в Чапаевке и около 150 человек в Гребенево.
По словам очевидицы – задержанной женщины, ее и мужа повезли в РОВД Ленинского района Могилева. Там она увидела, как вдоль стены лицом к стене стоят в ряд мужчины и женщины. Всех задержанных заставляли раздеваться для обыска, воды дали одну бутылку на 30 человек. «Когда меня начали допрашивать, кричали, матом ругались, гадости говорили», –рассказала она. Женщин, по ее словам, отпустили около 4 утра, как и некоторых стариков и несовершеннолетних. Мужчины остались в СИЗО и РОВД, часть задержанных находились какое-то время в спортзале Ленинского и Октябрьского РОВД. Всего задержанных было около 100, они провели в заключении до трех суток. После освобождения некоторые задержанные сообщили о пытках с целью добиться самооговора.
Задержания проводились вне процессуальных рамок расследования уголовного дела: они были оформлены как административные, за совершение мелкого хулиганства (якобы задержанные справляли нужду в неположенном месте). Соответственно у задержанных не было комплекса гарантий подозреваемых: права на защиту, на законного представителя у несовершеннолетних, права знать суть подозрения и т.п. Задержания сопровождались эпизодами превышения власти со стороны сотрудников милиции, применением жестокого унижающего обращения.
И до майских рейдов ромская община ощущала на себе постоянный контроль и давление (жителей Чапаевки и Гребенева задерживали, дактилоскопировали, фотографировали). Но рейды и их освещение привели к тому, что ромские семьи стали опасаться погромов: «Мы детей в школу не пустили, самим выходить страшно. Весь Могилев говорит: „Цыгане с Чапаевки убили гаишника“ — и грозятся нас тут всех сжечь. В чем же мы виноваты?!», – говорит информантка.
Милицейская операция проходила под непосредственным контролем руководства МВД, проверка нарушений, допущенных милиционерами, Генеральной прокуратурой была проведена поверхностно. Министр внутренних дел И.Шуневич заявил, что действия сотрудников МВД были правильными и ему не за что извиняться перед ромами. 23 мая руководитель Администрации президента, представители местных властей встретились с группой ромов (около 30 человек) и заверила в благосклонном отношении власти к ромам. В подобном же ключе высказался и президент страны. Сама по себе такая риторика представляется оскорбительной и дискриминирующей, как и замена юридических действий (эффективного расследования превышения полномочий и других нарушений со стороны милиции) устными «извинениями».
Комитет по правам человека ООН в 2018 году выражал беспокойство по поводу проявлений дискриминации в отношении рома, включая разжигание ненависти и расовое профилирование со стороны правоохранительных органов. Рекомендация Комитета об искоренении этих явлений остается невыполненной.
Павел Сапелко, юрист, правозащитный центр «Весна»