9 декабря 2009 года в агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция Антидискриминационного центра «Мемориал», приуроченная к Дню прав человека 10 декабря и отмечавшемуся в ноябре 20-летию принятия Конвенции ООН по правам ребенка.
Несмотря на то, что российское законодательство предусматривает всевозможные гарантии получения каждым ребенком полного среднего школьного образования, причем как Конституция и Закон об образовании РФ, так и международные документы (Конвенция по правам ребенка, Европейская конвенция, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования) специально оговаривают запрет на все формы дискриминации в сфере образования, в наши дни некоторые ученики все еще сталкиваются с расизмом и сегрегацией в школах.
Правозащитное исследование, проведенное АДЦ «Мемориал» в местах компактных цыганских поселений, показало, что разделение детей в школах по этническому принципу, выражающееся в создании отдельных классов и даже школ, куда направляют только цыганских детей, – не исключение, а распространенная практика. Несомненно, подобное разделение подпадает под понятие сегрегации, соответствующее определению самых жестких форм этнической дискриминации (Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации).
Меж тем, организованные вопреки существующему законодательству так называемые «цыганские классы» почти никогда не предполагают этнокультурного компонента в обучении – в их программу не входит освоение письменного цыганского языка или преподавание на нем. Сегрегированное обучение цыганских детей приводит и к снижению качества образования: оно обычно не соответствует стандартам (часто из программы исключаются некоторые предметы – иностранный язык, физика, физкультура и др.). В результате большинство цыганских детей не готовы к переходу в среднюю школу, в старшие классы попадают единицы, почти никто не получает полного образования.
Вопиющим нарушением прав детей следует признать практикуемое в некоторых школах поголовное определение цыганских детей в классы для отстающих в развитии. Возможность направить детей из цыганских поселений в специальные классы с облегченными программами позволяет администрации школ юридически обосновать разделение детей по этническому принципу. Руководители школ нередко пользуются этой возможностью, требуя от всех цыганских детей прохождения медико-педагогической комиссии, тогда как прочие ученики тех же школ вовсе не подвергаются тестированию.
Примером подобного грубого нарушения прав школьников стала одна из школ города Тулы, где все цыганские дети ежегодно признавались нуждающимися в компенсаторном обучении, получая загадочный «диагноз»: «социальная депривация, двуязычие». Родители учащихся компенсаторных классов (где сто процентов учеников десятилетиями были лишь цыгане), подали жалобу на дискриминацию детей и нарушение их права на образование в суд. Несколько жалоб тульский суд отклонил даже без рассмотрения, уделив внимание лишь одному заявлению родителей усыновленного цыганами русского ребенка. В декабре 2009 года жалобы родителей тульских детей будут поданы в Европейский суд по правам человека. Позиция Европейского суда по аналогичному вопросу, касавшемуся сегрегации цыганских детей в Чехии (также направлявшихся в классы для отстающих в развитии), известна – в 2008 году суд признал Чехию виновной в дискриминации и потребовал немедленного исправления ситуации. Представляющие в суде интересы тульских школьниковюристы АДЦ «Мемориал» ссылаются на прецедентное решение Страсбургского суда в отношении Чехии, имеющие силу во всех странах Совета Европы, в том числе и в РФ.
Защита прав цыганских детей – одна из приоритетных задач АДЦ «Мемориал» и ряда сотрудничающих с ним международных организаций.Правительство Российской Федерации обязано выполнять заявленные им гарантии соблюдения прав ребенка и недискриминационного отношения к различным этническим группам. Выполнения этих обязательств и требуют правозащитники, представляя свой «Отчет о дискриминации и сегрегации цыганских детей в школах РФ» и способствуя подаче жалобы родителей пострадавших от дискриминации детей в Европейский суд по правам человека.