23.07.2011

НАШИ КОЛЛЕГИ: В поисках счастливых цыган

Так называется отчет о соблюдении прав цыган в России, подготовленный Европейским Центром по правам цыган (ERRC), который вышел в мае 2005 года.

 Выход исследования ERRC «В поисках счастливых цыган» – большое событие для цыганского сообщества всей России и правозащитников. Материалы о нарушении прав цыган собирались и анализировались в течение долгого времени – почти четырех лет. В сборе информации были задействованы большие силы: над созданием доклада работали не только сотрудники ERRC, но и цыганские организации России, в том числе «Романо кхер» и «Романэ прала» (Москва), «Амала» (Ростов-на-Дону), «Рома Урал» (Екатеринбург), «Романи Дума» (Самара) и другие. Информацию предоставили также правозащитные организации – Московская Хельсинкская Группа и наш Северо-Западный Центр социальной и юридической защиты рома (цыган). Это многостраничное исследование стоит в ряду уже выпущенных ERRC «отчетов по стране» – до этого вышло 13 отчетов о соблюдении прав цыган в странах Европы.

В отчете рассматриваются многочисленные проблемы, с которыми сталкивается цыганское население РФ. Самое большое место отведено случаям нарушения прав цыган со стороны правоохранительных органов. Действительно, расово обусловленное насилие милиции – огромная проблема в современной России. Это и незаконные задержания, и пытки, и милицейские рейды с красноречивым названием «Табор», и широко распространенное вымогательство. Кроме того, в отчете приведены многочисленные примеры того, что доступ цыган к социальным и экономическим правам затруднен. Исследование заканчивается пространным списком рекомендаций для органов государственной власти Российской Федерации, направленных на исправление существующей ситуации.

Анализируя отчет, можно сказать, что имеется своего рода «информационный перекос»: большая часть материала посвящена теме «цыгане и милиция», в то время как другим проблемам отведено незаслуженно мало места. Так, положение цыганских женщин описано всего на четырех страницах, хотя специалистам очевидно, что проблем очень много, и количество случаев нарушения прав цыганок очень велико. То же касается и школьного образования цыганских детей: эта проблема является насущнейшей для цыган, и количество нарушений здесь огромно. В отчете же школьные вопросы освещаются всего на десятке страниц. Довольно много внимания авторы отчета уделили «Закону о национально-культурных автономиях», хотя, на мой взгляд, не этот вопрос для цыганского меньшинства, особенно для тех, кто не относится к национальной элите, является наиболее животрепещущим. Порой складывается впечатление, что отчет невольно копирует стереотип о «криминальности» цыганского народа: кажется, что больше всего у цыган проблем с милицией, а образование, доступ к медицине, трудоустройство для них менее актуальны. Можно отметить также, что информация собрана неравномерно в регионах России: очевидно, что в разных районах исследование было проведено с разной степенью тщательности.

Важно, что отчет можно прочитать на русском языке, хотя русский перевод заметно слабее, чем английская версия и нуждается в более тщательной выверке. Встречаются довольно комичные образцы перевода (например, прямо на обложке мы видим несуществующий «Арктический океан» вместо Северного Ледовитого). Бросается в глаза также, что ссылки на источники тоже оформлены неаккуратно: например, наша организация называется то «Мемориалом», то Северо-Западным Центром защиты цыган.

Публикация доклада стала поводом для дискуссии на радиостанции «Эхо Москвы», в которой участвовали исполнительный директор ERRC Димитрина Петрова, Леонид Райхман, консультант Института «Открытое общество», Надежда Деметр, вице-президент Международного союза цыган и Николай Бугай, советник Отдела межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ. Это обсуждение было достаточно типичным примером того, как ведут диалог представители власти, журналисты и те, кто защищает права цыган. Журналисты с удивлением узнают, что у цыган, оказывается, есть проблемы. Чиновники пытаются приукрасить действительную картину и непременно сказать, что для России европейский путь разрешения национальных проблем не годится. Например, на вопрос, что конкретно сделано государством для поддержки цыганского населения, Н. Бугай отвечает, что «правительство готово поддерживать и поддерживает, чтобы цыганская община, особенно на селе, как можно больше интегрировалась в местное производство». Это утверждение вызывает недоумение не только у правозащитников, которые прекрасно знают о катастрофической бедности сельских цыган и огромной безработице, но и у журналистов (ведущий «Эха Москвы» А. Воробьев справедливо заметил, что это не более чем «потемкинские деревни»). Заметим, именно Н. Бугай написал, что «утверждения о каком бы то ни было ущемлении прав цыганского населения на оказание социальной помощи беспочвенны» («Этносфера», №4 (67), 2004). Во время обсуждения Д. Петрова среди основных проблем назвала отсутствие антидискриминационного законодательства в России. Следует отметить, однако, что многие правозащитники говорят о том, что основы такого законодательства в России уже есть, но оно не соблюдается в достаточной мере.

И все же, несмотря на некоторые критические замечания, мы горячо приветствуем выход доклада ERRC «В поисках счастливых цыган» и поздравляем коллег с этим значительным событием.