Рубрика Интеграция
По роду своей профессиональной деятельности мне часто приходится бывать в разных детских учреждениях, где имеют место попытки интеграции российских детей и детей-мигрантов. Это школы, детско-подростковые клубы по месту жительства, творческие студии, спортивные центры, дома культуры. В них с разными целями и задачами профессионалы (учителя, работники культуры, тренеры) пытаются объединить детей. Они — местные дети и дети — азербайджанцы, таджики, узбеки, киргизы и т.д. — вместе учатся, выступают, показывают свои спортивные достижения.
Каждый из учителей этих воспитательных учреждений, встречаясь с детьми-мигрантами, в первую очередь спрашивает себя: «Хочу ли я очередному пришлому «оттуда» ребенку помочь или нет?» Помочь почувствовать себя уверенно и безопасно на пока чуждой для него земле. Помочь поверить в то, что здесь его ждут и надеются быть для него полезными, в то, что его ждут и хотят быть к нему толерантными русские дети, русские учителя, физкультурники, художники, музыкальные работники. Помочь ему освоить новый для него и очень трудный русский язык. Помочь понять и, возможно, полюбить русскую культуру. Помочь включиться во все виды деятельности, популярные у русских детей. Наконец, помочь подружиться с русскими детьми: в классе, в школе, в клубе, в студии, в спортивной секции и еще много где.
Каждый специалист честно отвечает самому себе на эти вопросы — хочет ли он, должен ли он, обязан ли он. В зависимости от ответа, детские работники относятся к таким детям по-разному. Некоторые к «иным», «пришлым», «понаехавшим» относятся формально — не хочу, не должен, не обязан, но надо, потому что законы такие, никому не имею права отказать, еще обвинят в нетолерантности. А другие относятся неформально, от души, потому что внутренняя культура, порядочность и осознание великой миссии Учителя побуждают любить каждого ребенка и бескорыстно ему служить. И не делать разницы между «своими» и «чужими», богатыми и бедными, талантливыми и педагогически не способными, здоровыми и больными, русскими и азиатами.
Учителей с большой буквы, конечно, меньше, но такие профессионалы, посвятившие свою жизнь детям, есть. И встреча с ними всегда радостна и долгожданна: ведь радостно видеть, как искренне они относятся к самым разным детям, общаются и работают с ними. Это и человечность, это и мастерство, это искусство.
Недавно у меня была как раз такая радостная встреча. В начале ноября 2010 года я несколько дней был в Челябинске: читал лекции и проводил занятия с разными категориями врачей, психологов и социальных работников этого города по проблемам оказания психологической помощи детям, подвергшимся насилию и находящимся в кризисных ситуациях.
В этот приезд мои челябинские коллеги познакомили меня с интересным и уникальным детским учреждением под названием «Комплексный психолого-педагогический центр-школа реабилитации детей города Челябинска». Это государственное учреждение, относящееся к Департаменту образования, призвано комплексно реабилитировать (возвращать к социальной жизни) разных детей, у которых имеются большие сложности с обучением. В силу особенностей личности или состояния здоровья им крайне тяжело приспособиться к жесткому режиму и железной дисциплине обычных школ. У многих из этих детей родители алкоголики, проблемные взрослые люди, часто длительно нигде не работающие, плохо относящиеся к своим детям, жестоко и немотивированно их наказывающие. Сами же дети имеют многочисленные проблемы с поведением и отношением к жизни вообще. Многие из них не могут говорить без матерных выражений, курят, пробуют выпивать, любят бродяжничать, агрессивны. Понятно, что они культурно и педагогически запущены, не привыкли и не способны учиться. Так вот, всех этих детей надо успокоить, упорядочить, окультурить, приобщить к прекрасному, научить учиться и цивилизованно общаться, помочь почувствовать вкус настоящего детства и расстаться с дурными привычками. И самое главное — внушить им идею ценности собственной личности.
В Центре реабилитации я встретил очень милых, добрых и неравнодушных людей. Большинство специалистов — недавние выпускники вузов. Все они погружены в судьбы своих юных питомцев, все они желают им только добра. Они могут бесконечно долго с восхищением рассказывать о даже незначительных достижениях своих подопечных. Они настоящие энтузиасты. И это — за смехотворные зарплаты в 4-5 тысяч рублей в месяц. И это — в маленьком, скромном и очень бедным внутри и снаружи здании. Бедно везде и во всем: с мебелью, игрушками, пособиями и реабилитационными комплексами.
Мне показали старые вещи, которые учителя собирают для самых необеспеченных подопечных детей. Секонд-хенд начала 90-х годов прошлого столетия по сравнению с увиденным «детским общаком» — шикарные модельные коллекции.
В последние годы этому центру-школе добавили еще одну нагрузку: их обязали обучать детей младшего школьного возраста из семей трудовых мигрантов, которые практически не владеют русским языком. Это дети из Азербайджана и республик Средней Азии. У них не только проблемы с языком и адаптацией в новых для них условиях, но и порой отчаянные конфликты между собой. Разные нации, разные культурные традиции — все это в одном плавильном котле маленького школьного центра. Сегодня среди 200 учащихся этого учреждения — 30 не говорящих по-русски детей. Не имея специальной подготовки и специальных пособий и учебников, коллектив молодых педагогов-энтузиастов пытается работать, обучать, помогать и поддерживать этих детишек. Учителя неподдельно обожают их и принимают такими, какие они есть, со всеми их плюсами и минусами.
Встречаясь с коллективом этого самобытного детского учреждения, я, в том числе, был поражен их неутомимой жаждой познания. Я не смущаясь подбираю такие высокие выражения для описания их профессиональной деятельности. А все дело в том, что все реже и реже видишь светящиеся глаза у учителей, а все чаще — уставшие, грустные и обозленные. А уж желание узнать, что еще новенького можно прочитать по проблемам детей (а их всегда будет много), по-видимому, осталось в далеком прошлом. А здесь хотят и просят об этом.
Вот такая невеселая, но очень обнадеживающая заметка из Челябинска. И здесь важно то, что «не хлебом единым» они пытаются сделать детей счастливыми.
Илья Бердышев