Клевета, угрозы, словесные и физические нападки, административные санкции и судебные преследования – все это используется для того, чтобы заставить правозащитников воздержатся от работы с мигрантами и от борьбы с нарастающей волной ксенофобии и расизма в Европе. И это может исходить как от государства, так и от негосударственных структур.
Запугивание защитников прав мигрантов и нападки на них неприемлемы
В ряде европейских стран нарастание ксенофобных и антимигрантских заявлений негативно повлияло на работу правозащитников, которые защищают и продвигают права мигрантов. Правозащитников все больше клеймят как “предателей”, которые угрожают национальной самобытности и безопасности. Они часто подвергаются запугиваниям и актам насилия.
Особое беспокойство вызывает ситуация в Греции, где мигранты стали целью неприемлемого, крайнего насилия, в частности, со стороны членов, включая депутатов, крайне правой политической партии “Золотая заря”. Правозащитники, поддерживающие мигрантов, находятся там под угрозой. Имеется целый ряд примеров того, как в Афинах подвергались угрозам и физическим нападениям адвокаты, когда они оказывали помощь мигрантам в процессе получения убежища или при иных юридических процедурах.
В некоторых странах Совета Европы деятельность правозащитников, работающих с мигрантами и защищающих их права, преследуются в уголовном порядке. Во Франции юридические положения, связанные с так называемым “преступлением на почве солидарности” (délitdesolidarité), конкретно приводят к тому, что правоохранительные органы оказывают давление и наказывают тех правозащитников, которые предоставляют помощь незаконным мигрантам. Люди, выступающие за права мигрантов, арестовывались, их преследовали в судебном порядке и/или на них налагались штрафы. В Бельгии были выявлены аналогичные тенденции, а те, кто устраивал демонстрации в поддержку прав мигрантов, попадали под арест.
Необходимо гарантировать доступ к мигрантам, находящимся в местах лишения свободы, и предоставление им помощи
В Европе тысячи мигрантов содержатся в местах лишения свободы. Это способствует распространению о мигрантах стереотипов, изображающих их как преступников. Слишком часто условия и основания, на которых они содержатся, нарушают стандарты прав человека и могут даже быть приравнены к пыткам и другим формам плохого обращения.
Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы правозащитники имели беспрепятственный доступ к тем местам, где содержатся мигранты, для оказания помощи нуждающимся и для того, чтобы представлять национальным органам власти рекомендации по улучшению положения мигрантов.
В некоторых случаях правозащитникам, адвокатам и национальным структурам в области прав человека, таким как омбудсмены, отказывают в возможности посещения мест содержания мигрантов. И это, в сочетании с отсутствием необходимого перевода и сложностями предоставления убежища и юридических процедур, затрудняет для мигрантов процесс обжалования решений о содержании и нарушений прав человека. В некоторых странах в законодательстве не предусматривается оказание мигрантам бесплатной правовой помощи или же она является неэффективной. Это отрицательно сказывается на праве мигрантов на справедливое судебное разбирательство и на средства правовой защиты.
Как улучшить ситуацию
Я призываю все государства-члены Совета Европы вернуться к букве и духу Декларации ООН о правозащитниках 1999 года, в которой заявляется, что каждый имеет право стремиться получить защиту и добиться реализации прав человека и основных свобод. В этой Декларации говорится также о том, что каждый человек имеет право жаловаться на политику и действия отдельных должностных лиц и правительственных органов в связи с нарушениями прав человека и основных свобод, а также предлагать и предоставлять профессиональную юридическую помощь и соответствующие консультации и поддержку или иные советы и поддержку в защиту прав человека.
Следует повышать уровень осознания такого измерения миграции, как права человека. Государственные и национальные власти должны осознать уязвимость мигрантов и ту жестокую реальность, с которой они сталкиваются, а также недостатки национальных систем миграции и необходимость обеспечения более высокого уровня защиты прав человека мигрантов. В этом необходимом процессе просвещения общественности ключевую роль могут сыграть СМИ.
Национальные структуры прав человека, такие как омбудсмены, могли бы в большей степени поддерживать работу правозащитников, которые защищают права мигрантов. Более тесное и систематическое сотрудничество могло бы взаимно усиливать и повышать результативность их работы.
Государственные органы не должны более терпеть угрозы и нападения на тех правозащитников, которые защищают мигрантов. Власти должны остановить безнаказанность путем проведения эффективных расследований всех инцидентов, связанных с физическим или иным насилием в отношении мигрантов и правозащитников, а также путем преследования лиц, совершающих акты насилия, и их соответствующего наказания.
Настало время отменить положения, устанавливающие “преступление на почве солидарности”. Я призываю французские власти принять решительные меры в данном направлении.
Больше необходимо сделать и со стороны ЕС – который в этом году был награжден Нобелевской премией мира – для преодоления тех трудностей, с которыми сталкиваются в государствах-членах ЕС правозащитники и организации, работающие в сфере миграции и борьбы с дискриминацией. Важнейшая работа, осуществляемая правозащитниками, должна быть признана и поддержана, в том числе и национальными органами власти, особенно тогда, когда работа ведется в условиях риска.
Нилс Муйжниекс