23.07.2011

ОБРАЗОВАНИЕ: Право на образование

В начале проекта АДЦ «Мемориал» «Юридическая помощь поселениям цыган-котляров в России» правовая поддержка в основном предоставлялась людям, у кого были серьезные сложности с жильем. Но постепенно в проекте стало уделяться все большее внимание школьному образованию цыганских детей.

К сожалению, немногие дети школьного возраста в компактных цыганских поселениях имеют возможность учиться в школе наравне со сверстниками. И часто это связано не с нежеланием родителей определить ребенка в школу, а с препятствиями, требующими юридических действий.

Проблемы могут возникнуть уже в момент приема в школу: нередко детей не берут учиться из-за отсутствия у родителей постоянной регистрации по месту жительства. Это недопустимо: по информации представителя Министерства образования и науки РФ Татьяны Петровой, прозвучавшей на 73-й сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, Министерство направило в школы разъяснения о том, что они не имеют права требовать у родителей регистрацию или справку о гражданстве при приеме ребенка в учреждения среднего общего образования. Это правило распространяется и на иностранных граждан. Случаи, когда дети не посещают школу из-за отсутствия регистрации, нередко встречаются в компактных поселениях цыган, как например, в Иваново, Челябинске, во Владимирской области.

Если все-таки ребенок поступил в школу, то и в процессе обучения его могут поджидать неприятные сюрпризы. Известны случаи, когда цыганских детей помещают в специальные классы компенсирующего обучения для детей, отстающих в развитии и неспособных обучаться по обычной школьной программе. Чаще всего это связано с тем, что, приходя в школу, цыганские дети, естественно, плохо знают русский язык. Желание родителей остальных детей, чтобы в их классе не учились цыганские дети, в свете недавних решений Европейского суда по правам человека также не может служить основанием для перевода детей-цыган в специальные, особые классы.

13 ноября 2007 года Верхняя Палата Европейского суда установила в деле «Д. Х. и другие против Чехии» нарушение статьи 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение дискриминации) в связи со статьей 2 Протокола № 1 Конвенции (право на образование). Помещение цыганских детей в специализированные классы для имеющих трудности в обучении было признано непропорциональным: Европейский центр по правам цыган показал суду, что вероятность для учащихся-цыган оказаться в специальных школах в 27 раз выше, чем для учащихся других национальностей, находящихся в аналогичных условиях.

К сожалению, Чешская Республика — не исключение. Недавно нам стало известно, что в поселке Косая Гора (г. Тула) на основании результатов тестирования, проводимых медико-психологической комиссией, 42 цыганских первоклассника были направлены в класс компенсирующего обучения. Оказалось, ни один цыганский ребенок не прошел тест, что выявило у них «низкий уровень развития когнитивной сферы» и слабую подготовку к школе. Не так давно цыганские жители поселка Косая Гора сообщили нам о том, что их дети были отчислены из школы за непосещение. Конечно, причины, по которым цыганские дети не ходят в школу, различны, и, прежде всего, как уже говорилось, это малообеспеченность семей. Но любой ребенок, не справляющийся с программой или пропускающий занятия, может быть оставлен в классе на второй год, чтобы наверстать упущенное, а дети из цыганского поселка лишены и этого права. Этот случай напоминает ситуацию в Чехии, и теперь, основываясь на опыте Европейского суда, заявители могут оспорить несправедливое решение комиссии.

5 июня 2008 года Европейский суд вынес решение по делу «Сампанис и другие против Греции», в котором также было обнаружено нарушение права цыганских детей на образование. Во второй раз суд признал нарушение ст. 14 Конвенции и ст. 2 Протокола № 1. В этом случае дети пропустили год начальной школы из-за трудностей с поступлением и затем были определены в подготовительные классы, которые находились в отдельном здании. Суд не усмотрел каких-либо ясных критериев для отделения детей и подчеркнул, что, хотя некоторым детям и требуется посещение подготовительных классов, отбор в такие классы должен происходить на недискриминационном основании.

Бывает так, что родители-цыгане сами соглашаются с обучением ребенка в специальных классах или школах. Например, в Чудово несколько семей не стали спорить, когда дети были направлены в школу для отстающих в развитии, потому что их устраивали условия в этой школе. Родителей можно понять: бесплатное питание — немаловажный плюс для малообеспеченных цыганских семей. В чешском деле родители тоже дали согласие на обучение своих детей в спецшколах. Однако Европейский суд признал, что поведение родителей не может ущемлять право детей на образование и что правительства по закону обязаны защищать это право. Согласие родителей в таком случае не будет иметь силы. Более того, цыганские родители в деле «Д. Х. и других» и вообще в странах Европы не обладают достаточной информацией о том, что значит обучение в спецшколах. И в силу того, что родители сами малограмотны, они не осознают последствий и риска, исходящих от подобного обучения, не знают о возможностях обжалования результатов тестирования и об альтернативных видах образования. Получается порочный круг: родители недостаточно грамотны и не подкованы в правовых вопросах, чтобы защитить права своих детей на получение знаний, необходимых в жизни каждому современному человеку. А власти нередко этим пользуются.

Сегрегационные классы или школы для цыганских детей — частое явление. Так, в поселке Калиничи Тамбовской области есть школа, в которой учатся дети местных цыган-котляров и курдов-езидов. Здание уже долгое время находится в аварийном состоянии и непригодно для обучения в нем детей. Однако школу продолжают посещать 65 детей — учеников начальных классов. Для того чтобы изменить ситуацию, была организована юридическая поддержка родителей, представляющих интересы своих детей, им помогает адвокат Валентина Шайсипова. За это время им так и не удалось установить диалог с местной администрацией: ответы на запросы адвоката в назначенный срок не приходили, от встреч глава администрации Тамбовского района В. Ф. Семченко систематически уклонялся. С помощью Валентины Шайсиповой родители обратились в суд, однако и здесь сначала заявителям порекомендовали подать жалобу в арбитражный суд, т.к. суд общей юрисдикции посчитал это дело связанным с экономическими вопросами — ремонтом школы, который требует немалых средств. Сейчас жалоба цыганских родителей на бездействие органа государственной власти субъекта РФ и муниципалитета снова подана в районный суд и скоро будет рассмотрена.

Несмотря на трудности, с которыми столкнулись адвокат и заявители, их действия все же произвели эффект на отношение местной власти к образованию цыганских детей: осенью 2008 года для детей средних классов был организован автобус, который отвозит их на занятия в школу поселка Кузьмина Гать. К сожалению, многие семьи из-за бедности не могут обеспечить детей школьными принадлежностями и даже теплой одеждой, поэтому зимой количество цыганских школьников в Кузьминой Гати снижается — сейчас на автобусе ездят на уроки 9–10 детей. Неудивительно, что эти дети после цыганской начальной школы имеют более слабую подготовку, чем их сверстники из обычных школ. Но сам факт, что цыгане получили возможность продолжать учебу после 4-го класса, причем наравне с остальными детьми, внушает надежду, что ситуация со школьным образованием цыган в Тамбовской области начнет меняться в лучшую сторону.

В поселке Нижние Вязовые (Татарстан), например, цыгане учатся в обычной сельской школе, но… дети всех возрастов и уровней подготовки сидят в отдельном общем классе. Предметы им преподаются те же, что и остальным школьникам, и даже предлагаются разноуровневые программы — для каждого из четырех классов. После начальной школы, казалось бы, ничто не мешает цыганским детям перейти в 5-й класс. И такой случай был, но мальчик через пару месяцев решил вернуться в цыганский класс. Видимо, сказался не только общий уровень подготовки, но и настроения в школе по отношению к цыганским ученикам. Хотя руководство школы ссылается на нежелание самих цыганских родителей отдавать детей в обычный класс, из бесед с семьями табора следует совершенно иное. «Русские дети лучше учатся, потому что из первого класса переходят во второй, а цыганские дети четыре года учатся в одном классе», — говорят цыгане. Кроме выделения в особый класс, цыганские дети не могут беспрепятственно пользоваться и школьным туалетом, что не только унижает их достоинство, но и составляет угрозу для здоровья, поскольку дети вынуждены выходить на улицу даже зимой.

Между тем мировые и европейские стандарты образования не признают сегрегационной практики в школах и других учебных заведениях. Еще в 1960 году была принята Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования. В 1-й статье Конвенции «дискриминация» определяется как «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, в частности:

а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

с) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц…; или

d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

Создание отдельных учебных заведений на основании языка признается правомерным лишь тогда, когда образование соответствует «выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени» (ст. 2).

Государства-участники обязуются «принять, если нужно, в законодательном порядке меры, необходимые для того, чтобы устранить всякую дискриминацию при приеме учащихся в учебные заведения» (ст. 3 (b)).

Общие рекомендации № 27 Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации от 06.08.2000 г. (http:// www.unhcr.org/refworld/type,GENERAL,CERD,,45139d4f4,0.html) посвящены дискриминации рома. В п. 18 Рекомендаций Комитет призывает государства «предотвращать и избегать… сегрегацию цыганских учеников», повышать качество образования во всех школах и уровень успеваемости в школах, где учатся представители цыганского меньшинства, нанимать школьных сотрудников из цыганских общин, «развивать межкультурное образование».

В заключительных наблюдениях Комитет отмечает маргинализацию рома в области образования: непропорционально большое число цыганских детей помещены в спецшколы, сегрегация цыган приводят к низкому уровню их участия в среднем и высшем образовании.

Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг в статье «Ключ к защите прав цыган: раннее и всестороннее образование» (www.coe.int/t/commissioner/Source/Viewpoints/VP080331_RU.doc) обратил внимание на то, что для решения проблем образования цыганских детей «необходима всеобъемлющая программа», особенно важными он назвал такие аспекты, как качественное образование, возможность базового образования для взрослых цыган, внедрение учебных материалов на цыганском языке, привлечение к работе цыганских сотрудников, бесплатность дошкольного образования. Конечно, чтобы все эти планы претворились в жизнь, понадобится много времени и усилий. Но сегодня можно начать с малого — помочь цыганским детям и их родителям узнать о возможности защиты своих прав на равный со всеми доступ к образованию и организовать для них правовую поддержку.

Марина Арефьева, юрист

Exit mobile version