09.02.2012

ОБСЕ обсуждает права мигрантов

Представители АДЦ «Мемориал» совместно с правозащитниками из Таджикистана приняли участие в ежегодном Совещании ОБСЕ по человеческому измерению, проведенному Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве 26 сентября — 7 октября 2011 года. БДИПЧ — институт в области прав человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, объединяющей 56 стран-участников от Северной Америки до Средней Азии, он   содействует соблюдению и  укреплению международных стандартов демократии и прав человека.

Область ответственности БДИПЧ — так называемое «человеческое измерение» безопасности, которое составляют права и основные свободы человека, следование демократическим принципам управления, утверждение верховенства закона и развитие принципов толерантности и недискриминации, особенно в отношении национальных и этнических меньшинств. С 1998 года Совещания по рассмотрению выполнения человеческого измерения (СРВЧИ) правительств и гражданского общества стран-участников проходят ежегодно и представляют собой удобную международную площадку для обсуждения выполнения государствами обязательств в области прав человека. В рамках таких совещаний БДИПЧ ОБСЕ предоставляет возможность правозащитным организациям проводить дополнительные информационные мероприятия (сайд-ивенты) и участвовать в рабочих заседаниях с докладами и вопросами.

3 октября состоялся сайд-ивент «Трудовая миграция из Таджикистана: проблемы и перспективы», организованный таджикистанским НПО «Центр по правам человека» с участием организаций «Перспектива +» (Таджикистан), «Сана Сезим» (Казахстан) и АДЦ «Мемориал» при поддержке Международной федерации за права человека. На встрече присутствовали представители правозащитных организаций Молдовы, Украины, Узбекистана, США, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркмении,  а также официальная делегация правительства Республики Таджикистан во главе с руководителем Миграционной службы Сафиалло Девунаевым.

Модератор мероприятия Ойнихол Бобоназарова (НПО «Перспектива +») открыла встречу видеороликом, посвященном социально-экономическому положению Республики Таджикистан, проблемам миграции и несоблюдения прав таджикских рабочих в принимающих государствах. Ойнихол подчеркнула, что для Таджикистана трудовая миграция имеет огромное значение, обеспечивая занятость более чем 700 тысяч таджикских граждан, а их денежные переводы, составляющие от 40 до 65% ВВП страны, идут на поддержание уровня жизни семей мигрантов.

Анализ миграционного законодательства Республики Таджикистан представила Нодира Абдуллоева (НПО «Центр по правам человека»), отметив пристальное внимание таджикского правительства к этой сфере законодательного регулирования. Нодира подчеркнула готовность властей Таджикистана взаимодействовать с гражданским обществом и опираться на мнение международных экспертов при разработке и совершенствовании миграционного законодательства, однако заметила, что понятие «нелегальный мигрант» по-прежнему используется даже в самых последних законопроектах, что серьезно ограничивает возможность защиты прав сотен тысяч таджикских граждан, оказавшихся в «нелегальном» положении в чужой стране. По мнению «Центра по правам человека», правительству республики необходимо отказаться от устаревшей и репрессивной концепции «противодействия нелегальной миграции» и сфокусировать внимание на защите прав человека в отношении граждан Таджикистана, находящихся за рубежом.

Ойнихол Бобоназарова в своем выступлении рассказала о тяжелом положении таджикских мигрантов в Российской Федерации. По результатам мониторинга, проведенного организацией «Перспектива +», каждый год в Таджикистан из России доставляют более 1200 тел мигрантов, при этом многие из них погибают насильственной смертью. В официальных отчетах фигурируют менее значительные данные о количестве умерших в России таджиков. Ойнихол отметила, что правительства РФ и Таджикистана практически бездействуют в тех условиях, когда количество погибших в России таджиков возрастает из года в год — только за 8 месяцев 2011 года в Таджикистан было доставлено 603 гроба. При этом многие российские политики, по ее словам, не только не противостоят мигрантофобии и расистским настроениям, но пытаются спровоцировать их, разыгрывая националистическую карту в своих целях. Ойнихол рассказала также о женщинах-мигрантках: несмотря на то, что они находятся в более уязвимом положении, до сих пор проблема женской миграции не рассматривается правительством всерьез — в частности, отсутствуют целевые программы по защите прав женщин-мигранток и их адаптации в обществе. С целью их поддержки таджикскими правозащитниками была создана Международная ассоциация по защите прав женщин-мигранток. Правозащитница также отметила, что существующие пробелы и изъяны в области регулирования трудовой миграции — отличная возможность для разного рода мошенников и посредников, организующих рабский труд и трафик иностранных рабочих в Россию. Нодича Абышева (НПО «Сани Сезим»), рассказав о ситуации в Казахстане, констатировала, что, к сожалению, как в России, так и в Казахстане практика использования принудительного труда и торговли людьми становится нормой, поскольку самими мигрантами такие формы отношений считаются «нормальными». При этом существующее законодательство не позволяет эффективно защищать права мигрантов, оставляя их на произвол коррупции.

В обсуждении положения таджикских мигрантов поучаствовал и руководитель Миграционной службы Таджикистана Сафиалло Девунаев. Чиновник поделился планами по налаживанию системы организационного набора и отправки трудовых мигрантов, что, по его мнению, будет способствовать соблюдению их трудовых прав и позволит пресечь «нелегальную миграцию».

В ходе встречи был представлен правозащитный отчет АДЦ «Мемориал» и Международной Федерации за права человека «Таджикистан: экспорт рабочей силы — какой ценой?», созданный в результате исследовательской миссии в РТ в мае 2011 года при поддержке «Бюро по правам человека и соблюдению законности» (Таджикистан). В отчете рассматривается проблема комплексной дискриминации трудовых мигрантов по признаку этнической, расовой, национальной и социальной принадлежности в Российской Федерации, причем так называемое «нелегальное» положение многих таджикских граждан является результатом этой практики. Российское миграционное законодательство, к сожалению, слишком зависит от хода внутриаппаратной борьбы различных ведомств и министерств, в которой принцип соблюдения и воплощения прав человека в отношении иностранных граждан отнюдь не является основополагающим. Действующий репрессивный подход к регулированию миграционных потоков препятствует защите прав человека в отношении мигрантов, исключая доступ к ней для наиболее уязвимых групп — недокументированных мигрантов и лиц без гражданства. В таких условиях как никогда необходима международная кооперация правозащитных неправительственных организаций с целью организации более эффективного содействия и поддержки мигрантов.

Рабочее заседание БДИПЧ ОБСЕ №11 было посвящено обсуждению соблюдения прав человека и социальной интеграции рабочих мигрантов, положению беженцев и перемещенных лиц, национальным меньшинствам, политическим правам неграждан и воплощению демократических принципов на национальном, региональном и местном уровнях. Россия — одна из крупнейших стран — реципиентов трудовой миграции. При этом, по данным социологических опросов, около 30% иммигрантов планируют получить российское гражданство. Подавляющее большинство мигрантов прибывают в Россию легально. Впоследствии иностранные граждане сталкиваются с комплексной дискриминацией: легализации мигрантов препятствует сложная и непрозрачная система квотирования иностранной рабочей силы, дорогостоящие бюрократические процедуры и негативное отношение чиновников. Аутсорсинговые фирмы и посредники, контролирующие процесс трудоустройства иностранных граждан, систематически нарушают их экономические и трудовые права. Мигранты сталкиваются с отсутствием доступа к социальным гарантиям в области образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, судебной защите и испытывают прессинг со стороны правоохранительных структур. Многие мигранты страдают от расистски мотивированных преступлений, при этом защитить пострадавших крайне сложно. В таких условиях социальная интеграция мигрантов практически невозможна. Сложившаяся практика нарушения прав мигрантов в России противоречит как базовым международным правовым нормам и обязательствам, принятым Российской Федерацией в том числе и по двусторонним договорам, так и внутреннему законодательству. Представителей РФ призвали обеспечить реальное исполнение действующего внутрироссийского и международного законодательства исходя из приоритета соблюдения прав человека, а также ратифицировать Конвенцию о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Миграционная политика не должна носить репрессивный характер: борясь с «нелегальной миграцией», власти забывают о соблюдении прав человека — приоритете любого демократического государства. Задача гражданского общества — напоминать правительствам об этих приоритетах в области человеческого измерения.

Андрей Якимов

Exit mobile version