Нашумевшая законодательная инициатива против «каминг аутов» касается демонстрации любых отношений, представляющихся предложившим законопроект депутатам «искаженными». Для обоснования необходимости принятия дополнительных мер по борьбе с ЛГБТИ в ход идут любые средства: забота о детях, беспокойство о демографии, переживания о физическом и психическом здоровье населения, страх за непоколебимые традиционные скрепы и защита религиозных ценностей. В начале января стало известно о том, что работники детских садов предлагали родителям подписать письма в поддержку гомофобного законопроекта, призванного «защитить подрастающее поколение от тлетворного влияния на несформированную детскую и подростковую психику публичной демонстрации нетрадиционных сексуальных предпочтений». Тем самым депутатам удалось создать себе еще один повод для распространения гомофобной риторики, их высказывания, растиражированные СМИ, становятся предметом обсуждения, при повторении приобретая все более негативный и радикальный характер. Практика показывает, что привлечь к ответственности представителей власти за речи ненависти практически невозможно – уже более полугода длится судебное разбирательство в отношении Милонова, оскорбившего участников «Радужной колонны» первомайской демонстрации.
Тенденция роста гомофобии в России прослеживается в последние четыре года: большая кампания против ЛГБТИ началась в связи с законопроектами «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Характерно, что больше всего речей ненависти в отношении ЛГБТИ звучит непосредственно перед рассмотрением подобных проектов нормативных актов.
Предлагаемая новым законопроектом статья 6.12.1 КоАП РФ «Публичное выражение нетрадиционных сексуальных отношений» должна занять «достойное» место в кодексе об административно-правовых нарушениях – рядом с проституцией, потреблением, незаконным оборотом и пропагандой наркотических средств. Так предлагается дополнить шестую главу Кодекса, содержащую перечень административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Штрафом в размере от 4 до 5 тысяч рублей должно наказываться «публичное выражение нетрадиционных сексуальных отношений» в общественных местах, среди которых выделяются образовательные и культурные учреждения, как и органы по делам молодежи: там уже наказание будет более суровым – не только штраф, но и арест до 15 суток.
Предложенный законопроект игнорирует право на неприкосновенность частной жизни, закрепленное в Конституции РФ (статья 23) и в Конвенции ЕСПЧ (статья 8). Еще в 1981 году Европейский Суд по правам человека указал в своем решении: «Несмотря на то, что члены общества, считающие гомосексуальность аморальным явлением, будут шокированы, оскорблены и обеспокоены предоставлением гомосексуалам больших прав, тем не менее, сами по себе подобные настроения не могут служить основанием для применения … наказания, когда речь идет о гомосексуальных отношениях по взаимному согласию между взрослыми людьми» (дело Даджен против Соединенного Королевства, 1981 год).
«Агрессивность продвижения гомосексуальных взглядов, в том числе под прикрытием защиты прав человека, носит явно провокационный характер», как бы отвечают депутаты Госдуму РФ в 2016 году всем международным правозащитным инстанциям (текст из пояснения к гомофобному законопроекту).
Особую опасность «нетрадиционных» сексуальных отношений депутаты видят в угрозе демографической ситуации , хотя «забота» власти о сохранении населения выразилась в 2016 год лишь в значительном сокращение бюджета в сфере здравоохранения и социальной поддержки. Впечатляют и другие обоснования необходимости введения статьи «публичное выражение нетрадиционных сексуальных отношений»: помимо «очевидной угрозы со стороны США», заключающейся в «борьбе за справа сексуальных меньшинств за рубежом», по мнению инициаторов законопроекта, «открытая демонстрация нетрадиционных сексуальных отношений ведет к намеренному перевороту отечественной культуры и основания человеческих отношений».
Авторы идеи о введении ответственности за «камину ауты», дают скандальные и возмутительные интервью, где допускают язык ненависти, попадающий даже в официальные документы, прилагающиеся к законопроекту. Сама законодательная инициатива не отвечает требованиям, предъявляемыми к правовым нормам, «критерию определенности, ясности, недвусмысленности», на что указал в своем заключении Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.
Гомофобия, оправдываемая опасениями за рождаемость, демографию и нарушение естественных процессов проникает во все сферы жизни, уже не ограничиваясь неприемлемыми высказываниями в СМИ и социальных сетях. Подобные речи звучат уже и со стороны представителей науки: недавно представленная Концепция «Стратегии и развития конвергентных технологий» тоже не обошла тему «представлений, противоречащих естественным», в процессе преобразований человека, в так называемого «человека служебного».
Пока депутаты так отчаянно борются на бумаге за здоровье населения и традиционные общественные устои, представители ЛГБТИ подвергаются не воображаемым, а реальным угрозам здоровью. В Петербурге за последние полгода был совершен целый ряд нападений – а ведь далеко не обо всех таких случаях становится известно. 26 октября 2015 года Данте Теодори был избит гомофобом за отказ снять разноцветный радужный шарф и покинуть вагон метро. Вечером 8 августа 2015 года неизвестный, грубо высказывавшийся в отношении трансгендеров, атаковал Ричарда Блейка. 22 ноября в Петербурге напали на ЛГБТ-активиста Алексея Бескотовайного после выхода с кинофестиваля «Бок о бок». Один из активистов, обратившихся по факту побоев в полицию, написал в своей социальной сети ответ, полученный от правоохранительных органов: «Вы же понимаете, что никого из нападавших мы не найдем». Несмотря на то, что во всех случаях побои были засвидетельствованы врачами, а сотрудники полиции были вынуждены начать проверки по фактам нанесения вреда здоровью, виновные до сих пор не найдены, и вряд ли когда-либо будут наказаны за умышленные нападения по мотивам ненависти. Гомофобия на улице прямо связана с тем, что происходит в информационном пространстве.
Тогда как агрессоры безнаказанно совершают преступления против мирных ЛГБТИ, сами активисты постоянно подвергаются преследованиям: мурманского ЛГБТИ-активиста Сергея Алексеенко на потяжении года пытаются привлечь к административной ответственности за публикацию в социальной сети на странице группы «Максимум» фразы «Быть геем – это значит быть человеком мужественным, уверенным, с чувством собственного достоинства».
Открытый гей и бывший православный священник Артем Вечелковский, вынужденный поспешно эмигрировать после каминг-аута на личном примере показывает как меняется отношение обычных людей к представителям ЛГБТ: «Маман под влиянием пропаганды изменила свое отношение к моей гомосексуальности. Раньше мы с ней мальчиков обсуждали… а в последнее время она стала поддерживать Путина, говорить, что Сталина на нас нет».
Искусственно создаваемая истерия вокруг ЛГБТИ приводит к негативным последствиям, увеличивая уровень насилия в обществе. Если уж депутаты так беспокоятся о благополучие населения и общественной нравственности, им следовало бы для начала не подавать собственным поведением пример нетерпимости, да и научиться анализировать возможные последствия законотворческих инициатив, создающие реальные риски жизни и здоровью целых групп населения. Распространение гомофобной риторики среди граждан вызывает смещение общественных интересов с реальных проблем на надуманные и навязанные темы.
Единственный способ избежать усугубления ситуации – не допускать распространение предрассудков, не транслировать гомофобную риторику, не вестись на провокационные действия политиков, не считать сексуальную ориентацию проблемой и научиться уважать права человека, не поддаваясь на новые поводы для массовой истерии.
Инесса Сахно