14 июня 2011 года Санкт-Петербургским городским судом был вынесен приговор убийцам ученого, эксперта и защитника прав этнических меньшинств Николая Михайловича Гиренко. Организатор банды и этого убийства Воеводин и непосредственный его исполнитель, стрелявший в Гиренко – Прохоренко – получили пожизненное лишение свободы, а их подельники братья Костарченковы – 8 и 18 лет строгого режима.
Приговора суда семье Гиренко и друзьям потерпевших пришлось ждать слишком долго – через несколько дней исполнится 7 лет со дня убийства Николая Михайловича.
Адвокаты потерпевших, друзья и соратники Гиренко и его коллеги-правозащитники удовлетворены вердиктом присяжных и приговором суда: всем ясно, что наказаны реальные убийцы, их виновность не вызвала у присяжных ни малейшего сомнения, присяжные единодушно сочли доказанным и сам факт намеренного, заранее спланированного убийства, и его мотив –профессиональная экспертная деятельность Гиренко по делам неофашистских группировок о разжигании ненависти и вражды.
Суровость приговора соответствует тяжести вины осужденных – ведь все они много лет состояли в организованной националистической банде, ставившей своей целью террор и насилие, убивавшей иностранцев, представителей этнических меньшинств и тех, кто выступал против их бесчеловечных теории и практики.
Вместе с убийцами Гиренко были осуждены еще 8 человек, обвинявшихся в ряде преступлений, совершенных бандой Воеводина. Нападение на африканца, убийство гражданина КНДР, «казнь» двух молодых людей, вызвавших подозрение в «предательстве», ограбления и разбой – это далеко не полный перечень преступных действий членов банды. Все это происходило в Санкт-Петербурге, в XXI веке, в течение многих лет. Убийцы не скрывались, действовали открыто и дерзко, пользовались мобильными телефонами жертв, продолжая совершать все новые преступления, тогда как список всех членов банды был передан родственниками «казненных» правоохранительным органам…
Следует ли считать завершение процесса над бандой нацистов-убийц торжеством справедливости? Можно ли правозащитникам позволить себе считать тему «исчерпанной»? К сожалению, даже справедливое осуждение убийц Н.М. Гиренко не приносит удовлетворения, не позволяет поставить точку в долгом и мучительном разбирательстве. Обвинение, добившееся успеха в этом вопросе, потерпело полное поражение в другом – ничуть не менее важном: не удалось доказать вину предполагаемого убийцы студента из Сенегала, активиста петербургской общественной организации «Африканское единство» Самбы Лампсара. Самба выступал против расизма – и сам стал его жертвой. Он был застрелен в апреле 2006 года. 5 лет родные и коллеги Самбы ждали осуждения убийцы – и не дождались. Обвинявшийся в этом преступлении Малюгин был оправдан, прокуратуре не удалось доказать его вину и в деле об убийстве узбека Суюнова, да и само участие Малюгина в деятельности банды не было признано присяжными. Процесс окончен – но гибель Самбы Лампсара и Суюнова остается глухим, нераскрытым преступлением, суд отправил эти два дела для проведения расследования в Следственный комитет.
Остается не только боль потери, остаются вопросы: почему не сумели раскрыть, доказать, убедить? Почему столько времени свободно действовали опаснейшие преступники? Почему лишь некоторые из них несут теперь заслуженное наказание?
Смешанные чувства испытывают коллеги и друзья убитых правозащитников как в Петербурге, так и в Москве. В мае 2011 года в Петербурге был оглашен вердикт присяжных по делу об убийстве Гиренко, а в Москве в апреле 2011 суд признал вину убийц Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, погибших от пуль неонацистов в январе 2009 года. Представители потерпевших удовлетворены приговором убийцам Стаса и Насти: стрелявший в них Тихонов получил пожизненное лишение свободы, его сообщница Хасис – 18 лет, но и в этом деле – увы – остаются вопросы, остается боль и недоумение. Родители Насти Бабуровой еще полтора года назад уверенно утверждали, что Тихонов и Хасис – реальные исполнители и вина их очевидна, но арест только исполнителей не удовлетворил родителей погибшей антифашистки: они были убеждены в том, что к гибели их дочери причастны и другие люди, которым удалось скрыться от наказания. Сразу после окончания суда над убийцами Маркелова и Бабуровой был объявлен в розыск «коллега» националистов Коршунов по обвинению в убийстве Ивана Хуторского, антифашиста, подозревавшего Коршунова и Тихонова в причастности к убийству Маркелова и передавшего информацию следствию. Цепь связанных между собой преступлений тянется все дальше – реакция правоохранителей всегда запоздалая, вялая, неполная.
Станислав Маркелов пытался добиться осуждения убийц антифашиста Александра Рюхина – одним их них он считал Тихонова. Тихонов избежал наказания и был осужден лишь много позже – уже за убийство самого Стаса. Те, кто пытался защитить жизнь Стаса и найти его убийц – Настя Бабурова и Иван Хуторской, – тоже стали жертвами преступлений, а часть преступников так и не найдена, так и не осуждена…
Нам предлагают радоваться тому, что хоть кто-то из реальных убийц наших коллег и сподвижников справедливо осужден – но трудно радоваться при таких обстоятельствах.
Трудно радоваться даже тому, что – тут уж бесспорная судебная победа – суд признал невиновность мемориальца Олега Орлова, обвинявшегося в клевете на президента Чечни Рамзана Кадырова, которого Орлов назвал ответственным за гибель правозащитницы Натальи Эстемировой.
Конечно, оправдание Орлова – это торжество судебной справедливости, но разве коллега и друг Наташи должен быть на скамье подсудимых сейчас? Судить должны тех, кто виновен в гибели наших коллег, а не тех, кто пытался добиться справедливости в делах об их гибели. Оправдание Орлова, наказание тех, кто убил Николая Гиренко, Стаса, Настю, – победа, но сколько несправедливости в том, какой дорогой ценой приходится платить за такую справедливость!