В нескольких петербургских школах проходит проект «Школьный омбудсмен», который с 2009 года АДЦ «Мемориал» осуществляет при поддержке Гагаринского фонда.
Школа № 462 по формальным критериям относится к территории Санкт-Петербурга. Поселок Александровская, в котором находится это учебное заведение, расположен в черте города. Трехэтажное здание школы — едва ли не самое высокое здание в округе. В недавно отремонтированном здании и прекрасно оснащенных классах по-домашнему уютно. Учителя отлично знают каждого ученика, и видно, что ученикам здесь комфортно. Здесь нет типичной школьной дрессуры («Быстро сели, быстро встали, а ну, вышел из класса») — не представить, чтобы привычные для других школ фразы произносили бы здешние учителя. Классы
небольшие: в 8-м классе, например, учится всего восемь ребят.
Между тем есть у этой школы и еще одна особенность. В 462-й учатся дети совершенно разных национальностей: русские, армяне, азербайджанцы, цыгане, молдаване и многие другие. Поэтому проблеме толерантности здесь уделяется огромное внимание.
В январе 2009 года в этой и еще четырех школах города с полиэтническим составом учащихся был запущен новый экспериментальный проект — ролевая игра в омбудсмена, уполномоченного по правам человека. С учениками проводятся занятия,
на которых школьники изучают Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию по правам ребенка, в доступной для ребят форме обсуждаются вопросы соблюдения прав всех граждан России. Полученные знания дети тут же применяют на практике. Каждый ученик хотя бы на один день обязан побывать в роли этого самого омбудсмена — он должен следить, как в его классе соблюдаются права человека и права ребенка. Дежурный омбудсмен рассматривает жалобы участников конфликтов или тех, кто считает себя обиженным, и дает рекомендации. Причем не столько конкретные советы участникам ссоры или спора, сколько рекомендации общего плана — чтобы предотвратить нарушение прав в будущем.
В 8-м классе 462-й школы первой по жребию выпало быть омбудсменом Самире. Это даже символично – Самира и так имеет репутацию заступницы абсолютно за всех, кого, по ее мнению, обижают. Как говорит девочка, дискриминация ей хорошо знакома, так как она азербайджанка и эмо («эмо» — направление молодежной субкультуры, представители которого любят говорить о трагических переживаниях, душевных страданиях, постоянно обсуждают тему ухода из жизни). На эмо, впрочем, Самира мало похожа — уж больно она для эмо бойкая и жизнерадостная. Так как школа небольшая, было решено, что омбудсменом ребята
будут не один день, а неделю.
Встречаю Самиру через неделю ее омбудсменства. Оказалось, что бойкая девочка взяла на себя по собственной инициативе обязанность следить за нарушениями не только в классе, но и в школе в целом. Особое внимание Самира уделила деятельности учителей.
— За неделю пять грубых нарушений! — с ходу говорит мне Самира. — Причем два раза их совершили учителя. Завуч сам признался. А вот второй раз мне пришла анонимная записка: учительница «трясла за шкирку» младшеклассника. И это уже серьезно!
Имена участников конфликта Самира не выдает — говорит, важно, чтобы ее работа не выглядела как стукачество. «Разберусь сама», — считает девочка.
Правда, Самира постоянно забывает об условии, о котором договорились одноклассники, — никого не наказывать, конфликтов не разбирать, а просто следить, фиксировать и давать рекомендации. Вот и сегодня после школы она назначила встречу двум девушкам после уроков — готовится разбирать вспыхнувшую между подругами ссору.
Вообще, тема «стукачества» для ребят ключевая. Как следить за исполнением прав, писать отчет о нарушении прав в школе и при этом не «стучать»? Хаджер, одноклассница Самиры, испытывает по поводу проекта пессимизм. Приближается неделя, когда ей надо быть омбудсменом. Но «стукачить» девочка никак не хочет. А любую жалобу на кого-то Хаджер рассматривает как донос. Любое обращение учеников ко взрослым она воспринимает негативно. После беседы о том, что является «стукачеством», а что нет, выход был найден: Хаджер будет работать исключительно с анонимными обращениями. Может, так и будет лучше — если омбудсмен не будет знать тех, чьи дела он рассматривает, он сможет давать действительно беспристрастные рекомендации. В общем, права человека идут в народ.
Хотя иногда встречаются и курьезы. Например, ученик-омбудсмен из 7-го класса посчитал, что учитель нарушил права дворников. На уроке учитель ругал ребят и произнес фразу: «Кем вы будете? Из вас люди не получатся! Будете дворниками!» Молодой уполномоченный расценил это высказывание как дискриминационное — учитель, мол, дворников за людей не считает.
У каждой школы своя особенность. Так, во 2-й школе Всеволожска в 6 «б» классе дежурный омбудсмен каждый день рассматривает огромное количество обращений. Особенно пристальному вниманию ребят подвергается деятельность учителей. Почитав Конвенцию о правах ребенка, шестиклассники пришли к выводу, что учителя нарушают их права чуть ли не постоянно. На совете ребята решили, что, овладев знаниями по правам человека, передадут свои знания учителям. «Учителя просто не знают прав ребенка, вот мы их и обучим, — говорят ребята. — Если их просто так зачитывать, будет непонятно. Поэтому мы соберем учителей и покажем им “Декларацию прав человека” в сценках».
Пока в проект включены пять классов в пяти школах. Но если опыт будет удачный, в новые классы и в новые школы придет игра в омбудсмена, чтобы уважение к правам человека сделать нормой жизни.
Максим Иванцов
ВРЕЗКА: Омбудсмен (от швед. ombudsman «представитель») — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц. Официальные названия должности в разных странах различаются. В России это «уполномоченный по правам человека». Впервые должность парламентского омбудсмена учреждена риксдагом (парламентом) Швеции еще в 1809 году, согласно принятой в том же году конституции. Долгое время идея создания должности омбудсмена не была принята в других правовых системах, кроме шведской. Однако с течением времени пост омбудсмена был введен по шведскому образцу и в других странах Северной Европы: в 1919 году (после получения независимости от России) в Финляндии, в 1952 году в Норвегии, а годом позже в Дании. Первым неевропейским государством, введшим должность омбудсмена, стала Новая Зеландия в 1962 году. В настоящее время уже в 100 странах всего мира омбудсмены стоят на страже прав и свобод человека. С 13 февраля 2004 года уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является Владимир Петрович Лукин.